Персональная выставка, открывшаяся в областном художественном музее еще в начале мая, до сих пор пользуются большим спросом у томского зрителя. Для Томска фигура Ламанова – особая. Его воспринимают классиком реализма, непревзойденным мастером быстрого портрета. Именно ему, живописцу, Томск благодарен возрождением народного берестяного промысла. Есть художники, за которых все говорят его картины. Есть художники, о которых любят говорить много и с благодарностью. О Геннадии Михайловиче Ламанове, заслуженном художнике России, много говорить бесконечно, но лучше всего о нем расскажут его портреты и автопортреты.
Почти два десятка портретов из коллекции Томского художественного музея составили экспозицию. Художники, артисты, писатели, музыканты, рыбаки, охотники, коренные жители томского севера и московские гости, родная жена или родной дядя – для Геннадия Ламанова все они становились объектом пристального психологического исследования. Художника-творца всегда интересовал внутренний мир творца. Интеллект, сложные движения души, доброта созидателя, теплота взгляда – все это можно найти в его портретах. Ламанов избегает случайности во взгляде на модель. Художник выделяет наиболее важное в человеке, преображая его и соединяя мир модели с миром красок. Чем дальше уходит время, когда были написаны эти картины, тем ощутимее масштаб личности творца. Фактически перед нами коллективный портрет ХХ века.
«Геннадий Михайлович Ламанов принадлежит к поколению живописцев, чье понимание искусства воспитывалось на традициях русской культуры, на творчестве Серова и Левитана, Сурикова и Кончаловского, - рассказывает о нем искусствовед Томского художественного музея Татьяна Микуцкая. - Первый успех пришел к Ламанову после всероссийской выставки 1975 года в Москве, а известность и признание принесла ему портретная серия 1960-70-х годов, с которой начинается новый период в его живописи, представшей перед нами в “серо-жемчужном” - северном варианте. Стремление запечатлеть интересный характер, личность, время подчиняет себе кисть Ламанова. Именно в этот период он становится первоклассным портретистом».
Коллеги художники и искусствоведы обращают внимание на самоценную красоту цвета, широкую манеру письма и живописную гармонию всего произведения. Принято считать, что возраст притупляет восприятие многого из того, что является привилегией молодости. В этом смысле - творческая судьба художника - счастливое исключение. Произведения последних лет убеждают, что их автор не утратил способности волноваться, соприкасаясь с природой и человеком, и даже наоборот - его талант с годами стал еще более поэтичным.
Романтизм души Ламанова сочетается с трезвым реализмом живописи в его пейзажах. Природа в работах Ламанова 1980-х - 90-х годов одухотворена, она радуется и страдает, находится в состоянии рассеянной задумчивости, занимается вдохновенным трудом, совершая перемену времен года. Пейзажи мастера - это нескончаемый диалог, роман художника с природой. Подобно древним китайцам, он пишет не тучи, а «волнение туч», праздники природы. Этот устойчивый интерес к весеннему и осеннему светоносному дыханию природы - основа мироощущения художника. У Ламанова отношение к работам как к живым существам. Именно это и чувствует зритель, подолгу стоящий возле портретов и пейзажей и ведущий неслышный разговор с художником о гармоническом устройстве мира.