Новости культуры российских регионов
3 мая 2012
Сибирь

Эротическое шоу с клубничкой

На открытии выставки «Пабло Пикассо. Искушение» гостей областного художественного музея угощали клубникой.

В экспозиции представлено 105 литографий из самого масштабного и самого откровенного графического цикла Suite 347.  Именно столько работ было написано 87-летним художников в  период с 16 марта по 5 октября 1968 года. Этот цикл вместил в себя широчайший диапазон человеческих эмоций, страстей и эротических импульсов. Серия получила свое название по числу выполненных в 347 работ. Она состоит в основном из гравюр, вдохновленных различными мотивами от мира цирка, корриды, театра и комедии до большой серии эротических картин, наполненных сарказмом и обаятельным юмором великого мастера.

«Искушение» - такое название выставке дал ее куратор Александр Щеляков, который последовательно на протяжении многих лет знакомит российских зрителей с шедеврами мирового искусства из частных коллекций.  Томский зритель помнит выставку графики М.Шагала, на этот раз он может оценить тонкий вкус французского коллекционера, который имеет в своем собрании работы величайшего художника ХХ века Пабло Пикассо. Поэтому и экспозиция внешне напоминает улицы Парижа, а посетители могут ассоциировать себя с туристами, которые прогуливаясь по Елисейским полям приобщаются к мировой культуре. Можно вообразить, что ты заходишь в какую-нибудь мастерскую и видишь художника и его натурщиц, или сидишь в кафе, где сиживал сам Пабло Пикассо.  Но главное удовольствие на этой выставке – это сами работы. 

Они выполнены в технике литографии в 1990-1992 годах с рисунков художника 1968 года с разрешения и под наблюдением потомков Пикассо, в мастерской, выполнявшей ранее многочисленные графические работы художника. Данное издание по заказу Мальхайм Музея в Германии было ограничено тиражом всего в 300 экземпляров, один из которых и представлен впервые в России на выставке «Пабло Пикассо. Искушение».

Уникальность выставки подчеркивает тот факт, что в полном объеме Suite 347 находится лишь в 7 общедоступных музейных собраниях : Музей Пикассо в Барселоне, Испания; Национальная библиотека Франции; Музей Пикассо в Париже, Франция; Институт Искусств Чикаго, США; Музей Людвига, Кельн, Германия; Музей Израиля, Иерусалим и Готфрид Келлер Фонд, Швейцария.

Выставка «Искушение» до Томска демонстрировалась в Новосибирском краеведческом музее, и его директор Андрей Шаповалов имел много неприятностей со стороны Новосибирской епархии, которая пыталась закрыть выставку, морально осудить ее организаторов. К чести архиепископа Томского и Асиновского Ростислава, он не стал предавать анафеме светское искусство одного из самых известных художников-провокаторов, подчеркивая, что каждый волен выбирать то, что ему ближе к душе.

Весьма важно знать, считает Александр Щеляков, что с момента создания цикла «347», на протяжении нескольких десятилетий он оставался практически недоступным для широкого круга зрителей в силу так называемой «культурной цензуры», а также ограниченного тиража - всего 50 экземпляров. Вместе с тем за всеми кажущимися на первый взгляд бушующими эротическими фантазиями художника скрывается в высшей степени необузданная сила и жажда жизни, управляющая творческой вселенной Пикассо.

Основу выставки составляет наиболее откровенная часть работ Suite 347. Как в калейдоскопе от сцены к сцене сменяются многочисленные персонажи, каждый из которых подчеркнуто со своим характером, присущими только ему чертами, по очереди юмористичными, меланхоличными, восторженными и яростными, но объединенными всепоглощающим неистовым желанием нести факел страсти навстречу всегда близкому, но так далекому Амуру. Его герои безудержны в своих чувственных порывах. Их черты, поведение и пластика построены на основе личного опыта, безграничного воображения, мифологии, равно как и навеянные образами Дега и Рембрандта, приобретают гротескные и откровенные или символические формы триумфа страсти. Стилистические поиски Пикассо в этих работах смешиваются с поиском обостренной эмоциональности, сладострастного сока жизни, который становится для художника, отметившего свое 87-летие, заклятием против мрака смерти и забвения.