Новости культуры российских регионов
3 мая 2012
Сибирь

Кое-что о черной Африке

В областном художественном музее выставлена частная коллекция африканских ритуальных масок и скульптур.

На выставке «Черная Африка», которая сформирована на основе частной коллекции новосибирского бизнесмена Игоря Гребнева, представлены вещи из 20 стран, где проживают 30 народов и народностей. Как заметил куратор выставки Андрей Шаповалов,  директор Новосибирского краеведческого музея, по этим предметам можно судить о том, «что такое африканская культура вообще целом, а не искусство и этнография отдельно». Организаторы именно такую цель и ставили – показать синкретичную культуру черной Африки, откуда некогда вывозили рабов на другие континенты. Ибо именно в этой заповденой зоне сосредоточена подлинная культура Африки, которая испытала на себе влияние сахарских народов, но, тем не менее, осталась самобытным целым.

«Этой выставкой мы хотим рассказать о традиционных культурах,  которые еще не испытали на себе влияние промышленных цивилизаций, - пояснил Андрей Шаповалов во время первой экскурсии, которую сам и провел для журналистов. - В странах, откуда вывезены предметы, культура и бытовая жизнь не разделены. Поэтому каждая вещь имеет два, три, а может быть и больше смыслов».

Например, двери жилища. Они не просто красивы, это одновременно физическая и духовная преграда. Кроме своей главной функции – быть преградой и защитой, они выполняют еще и функцию оберега. Неслучайно в виде накладного декора изображена женщина-дух. Это предок семьи по женской линии (о том, что это умерший предок догадываешься по белому цвету, так как белый цвет – цвет смерти в Африке). В экспозиции представлены внутренние двери типичного жилища из Габона. На другой двери помещена маска леопарда, самого страшного хищника. Она располагается рядом с маской умершего родственника и сакральными объектами – луной и солнцем, а так же кнутом, указывающим на то, что культура в этой стране - земледельческая.

Маски - самый важный феномен африканской культуры, известный нам. Наиболее старыми и древними считаются намекающие на животных. Маски в экспозиции - самые разнообразные. Очень много портретных, изображающих умерших родственников, ставших после смерти духами. Синкретизм культуры в том и заключается, что люди осознают: они – не единственные насельники этой земли. Кроме них, в воздухе, под землей живет еще множество духов. Это умершие родственники, а также хозяева рек, болот. Это и животные, которые тоже имеют своих духов. И все объединены в некоем симбиозе, в котором нужно уметь уживаться.  Люди африканской культуры умеют это делать, потому что умеют поклоняться духам, умеют уважать их.

На выставке можно увидеть маску человека, превратившегося в антилопу. Или маску коровы, которая оберегает скот. Все маски используются в ритуалах. Человек, надевая маску, перестает быть собой. В духовном плане он сливается со своим персонажем и действует, как персонаж, и думает, как персонаж. Африканцы с детства знают: чтобы духи помогали людям жить, с этими духами нужно общаться. И время от времени их нужно радовать. Духи любят танцевать и петь, и духи так же, как и африканцы. Поэтому умершим родственникам нужно предоставлять возможность участвовать в каких-то важных ритуальных обрядах. Например, в обряде инициации, когда девочки и мальчики переходят из детского состояния во взрослое, в половозрелый возраст. Духи должны участвовать в этом процессе. Маски с их «портретами» надеваются на людей, и получается, что умершие родственники, ставшие духами, как бы присутствуют при этом обряде и дают свою духовную санкцию на переход из детства во взрослую жизнь.

Фаллические маски (как правило, изображающие жирафа или антилопу) участвуют в таком любопытном обычае, как запугивание женщин или жителей деревни. Дело в том, в Африке существует «матриархат»: здесь практикуется мотыжное земледелие, а это дело женское, и все хозяйство лежит на плечах женщин. Поэтому здесь заведено, что мужья приходят жить в дома своих жен. В хозяйственной жизни, в социальном плане женщины всегда главные. Что делать мужчинам? Им остается переутверждать свое главенство. Для этого они создают тайные союзы. Одна из целей таких союзов – запугивать женщин и односельчан и ставить их на место. Если женщина плохо готовит или она сварливая, каждый муж, член тайного союза, может пожаловаться на вторую половину. Тогда мужчины надевают маски и выходят в джунгли, подкарауливают женщин, когда те возвращаются с тяжелой ношей с огородов, и нападают на них.

Жены знают, кто напал на них, но они знают также, что нападали не их мужья, а духи. И если муж будет открыто возмущаться, то жена найдет на него управу, а духов - нет. Духи могут быть жестокими, они  могут избить, изнасиловать, причинить большой вред. Но если с ними хорошо обращаться, то они будут способствовать делам. К тому же, жены могут попросить Богиню, подательницу жизни, отрегулировать отношения в себе. Деревянная кукла Богини хранится в каждом доме и «выслушивает» все жалобы, всех членов семьи

Большой интерес у посетителей вызывает маска Смерти, бытующая у народа Йоруба. Маска - портрет умершего родственника, поэтому на ней шрамы и другие «особые приметы», которые имел живой человек. Татуировки рубцами обозначают индивидуальность духа (человека). Поэтому у каждой маски есть имя.

Такая взаимосвязь человека и духа рождает интересные культурные феномены. В одной из витрин выставлены куклы Акьюба, это изображение богини, приносящей детей. Женская богиня с большой головой, которая «живет» у народа Ашанди Больше в Африке нигде нет такой богини. Это характеризует Ашанди как народ высокой художественной культуры. Ведь такие фигурки есть в каждом доме. Люди разговаривают с этой куклой, просят милости у нее, дети считают ее игрушкой. И в своем взрослении они общаются и с духом, и с богиней как с равной. Они привыкают жить в мире, где духовная жизнь от физической никак не отделена. На выставке можно увидеть куклу старую, изготовленную в начале ХХ века, и современную. Объединяет их одинаковый орнамент и большая голова богини.

Проводя экскурсию, Андрей Валерьевич Шаповалов подробно остановился на своем любимом персонаже – трикстере Мгуя. Парень из народа представлен только головной маской. Мгуя участвует в важном мифе народа Пенди. У вождя этого племени есть жена-сестра, которую он любит, и они совместно правят народом. Мгуя хочет убить царя и овладеть его женой-сестрой и сам править. В каждом мифе он нападает на царя, пытается вступить в борьбу, овладеть женой, но всегда проигрывает, уходит побитый. Этот миф актуализирует очень многие социальные процессы и мысль, что миропорядок в данном обществе не зыблем. Как бы Мгуя не старался.

Маска Манкиси (Мкиси), злобного духа, не просто привлекает внимание, но и собирает подать с белых зрителей. Когда выставка стояла в Новосибирске, люди к этому духу клали монетки. Прямо на витрину. А все потому, что Манкиси из коллекции Гребнева вдвое сильнее, чем обычный злой дух, так как сочетает в себе мужское и женское начало, то есть обладает двойной духовной силой. В Африке таких Манкиси даже руками не трогают. Существует поверье: если у вас есть враг, то вы может попросить злобного духа его наказать.

В фигурках и масках находят свое отражение не только ментальность африканских народов, но и их природные особенности. В выставленной коллекции обращает на себя внимание обычное деревянное ведро. Необычно оно только декором, ибо украшена фигурками близнецов, мужскими и женскими. Это ведро народа Йоруба, у него самая высокая рождаемость близнецов на каждую тысячу человек. Есть много мифов, объясняющих, почему это происходит. Тогда как большинство африканских народов к близнецам относится негативно и пытается избавиться от одного ребенка (чаще от девочки). Потому что близнецы считаются большим горем. И только у народа Йоруба близнецы считаются счастьем, при рождении им сразу вырезают фигурки, их кормят.

Экспозиция построена таким образом, что следуя ее внутренней логики, приходишь к предметам, которые символизируют такой важный процесс, как взаимопроникновение африканской и европейской культур, взаимовлияния их. Когда в Африку приходят белые, происходят важные изменения и в устройстве жизни, и в менталитете аборигенов. Наиболее ярко это показано на примере оружия и «трона» вождя. 

Все выставленное оружие – копья, мечи, деревянные щиты с изображением духов – не боевое. Оно изготовлено для белых чернокожими мастерами. До их прихода в Африке важен был процесс обмена – торговли не было, но был натуральный обмен. Вещи, которые ценились в жизни, становились вещами для обмена. Наконечники копий, мотыги, топоры использовались как своеобразные деньги. Но это процесс обмена, а не войны. Хотя рядом со стрелами выставлено и воинское облачение, и одежда охотника. Но это тоже стилизация. Потому что настоящая одежда охотника должна вонять. Когда охотник надевает эту одежду, то он и для себя и для антилоп он перестает быть человеком.

Кроме денег- копий можно увидеть деньги - колеса. Трудно сказать, какое достоинство у этих «монет». Как утверждают ученые, в Африке совершенно не важна номинальная стоимость, а важно, что ты хочешь за эти деньги иметь. Можно заплатить выкуп за жену, можно купить корову. А в другой деревне на ту же сумму можно купить пять коров. Эквивалент не известен. Ибо и «монеты» были разными. На продажу делали браслеты для ног и рук, другие украшения. Сейчас эти «деньги» делают для белых туристов.

Еще один  интересный экспонат с точки зрения этнографии выставлен в центральной витрине. Это трон. В его истории и декоре  зашифрована «научная статья» о том, как меняется черная Африка под влиянием белых людей. Этот трон позиционировали, как стул вождя. Но специалист увидит в нем подделку. Если к сидению внимательно приглядеться, то можно насчитать десять негритят. Этот  стул вождя мастер резчик сделал на продажу для белых. «Когда вначале ХХ века, европейцы познакомились с африканской культурой, у многих художников «крышу снесло», - рассказывает Андрей Шаповалов.-  Это было откровение. Потому что в африканской культуре все другое. Африканские резчики никогда не делают наброски, просто берут инструмент и вырезают. Они не представляют, что такое объемное мышление и что такое набросок. Белые люди стали покупать все африканское. Но истинное из-за его простоты не ценили, и тогда мастера сдали делать а-ля африканское, на продажу».

Главный признак настоящего стула – фигурка женщины снизу, под сидением. То есть мужчина утверждает свое верховенство. Настоящий вождь, когда отправляет свои обязанности, он садится на трон, и под ним как бы оказывается богиня Мать -прародительница. Своей посадкой вождь-мужчина переутверждает свою власть на земле. И Мать прародительница с этим согласна.

Рутинная жизнь африканских народов отразилась и в мелкой металлической пластике, коллекция бронзовых статуэток в одной из витрин – наглядное пособие, как заниматься сексом. В другой витрине лежат бусы, которые надевает на себя шаман во время ритуалов. В третьей – выставлены барабаны, без которых не мыслимы будни, а не только праздники жителей Танзании. И даже ставшие на выставке декором ткани – это тоже вещи обыденные, но вызывающие восторг и удивление.