Новости культуры российских регионов
26 апреля 2012
Сибирь

Невероятно, но факт

Запах ремонта сменился запахом премьеры.

Говорят, свадьба в дождик – к счастью, к долгой совместной жизни. В пятницу, 20 апреля, многочисленные пары женихов и невест фотографировались около Дворца бракосочетаний, несмотря на дырявое небо. Улыбались в объектив и были счастливы. А в шесть вечера, за час до начала премьеры в ТЮЗе по пьесе Гоголя «Женитьба», на город обрушились потоки воды. Ливень смывал остатки зимы с лица Томска, но и грозил не выпустить из дома собравшихся в театр зрителей. Тем не менее, веря в хорошие приметы, самые верные поклонники театрального искусства пришли посмотреть на свадьбу Подколесина, точнее, на его сватовство.

Была и другая причина выйти из дома в непогоду, и, быть может, более веская, чем сам спектакль. Премьеру приурочили к открытию большой сцены после ремонта. Он длился год. За это время сняли витражи в зрительском фойе, о чем можно сожалеть, но зато привели в порядок зал, чему можно только радоваться. Незадолго до открытия о многих новшествах сообщил директор театра Владимир Казаченко. К нему, кстати, тоже можно применить определение «новый», ведь прошло всего сто дней после его назначения. Не терпелось посмотреть и на красивый занавес, ряды новых  кресел, дорогой паркет в зале и мраморный пол в фойе, на шикарные люстры. Конечно, увидеть все 312 осветительных приборов и суперсовременный пульт управления звуком, (который, по словам Казаченко, превратил каморку звукооператора почти в кабину пилотов современного авиалайнера) нереально для обычного зрителя. Но почувствовать, как работают свет и звук можно, в чем и убедилась на премьере.

… За несколько минут до начала спектакля на самых любопытных зрителей обрушился еще и звездный ливень. Креативную идею организаторам праздника подарил 1833 год – год, когда в голове Николая Васильевича созрел сюжет «Женитьбы». А еще в этот год, как сообщают хроники, над Петербургом появилась комета Галлея, и Земля прошла через ее «хвост», поэтому на нее и обрушился звездный ливень. И сотрудники томского планетария, которые выступили партнерами ТЮЗа в день открытия, как раз предлагали увидеть небо 1833 года. Я рискнула зайти в шатер (мобильный планетарий) – и не пожалела.

Дивной красоты картина открылась взору, а штатный астроном (лица которого из-за темноты не разглядела) сыпал любопытными сведениями с такой же щедростью, как небо - звездами. Кстати, падающие звезды называются «леонидами», потому что они вылетают из созвездия Льва. Вопреки традиционному мнению, самый обильный поток их наблюдается не в августе, а в ноябре, еще точнее, с 16 на 17 ноября – именно в это время на планету каждый год выпадает звездный дождь. И только раз в 33 года – звездный ливень. Много любопытных фактов сообщил сотрудник планетария. Задержимся на символических, знаковых и даже мистических (где Гоголь, там всегда мистика) совпадениях.

Итак, 33. В апреле этого года Томскому ТЮЗу исполнилось 33 года. Свой день рождения он встретил в строительных лесах. И хотя на капитальный ремонт затрачено уже 250 миллионов рублей, но работы еще продолжаются, завершение длительного процесса обновления самого старого театрального здания в городе намечено на осень. За государственное внимание к театральному делу (в том числе и за выделение денег на ремонт ТЮЗа) бывший губернатор Виктор Кресс был награжден «Золотой маской», но в Москву за наградой не поехал. А теперь оглянемся назад. В 33-м году XIX века, как сообщалось выше, Гоголь замыслил написать «Женитьбу». Тот же год отмечен и другими событиями: вышло первое полное издание романа в стихах Пушкина «Евгений Онегин», издан указ об отмене государственной монополии на театральные представления, а в Москве, в Большом театре в присутствии императора Николая I впервые был исполнен гимн России («Боже, царя храни»).

Эти факты можно прочесть в программке к спектаклю. Об этом же сообщали зрителям в фойе молодые актеры ТЮЗа, одетые по моде XIX века и приглашали в гоголевский Петербург 33-го года… У входа в зал стояла табличка «Мыльный переулок». Для тех, кто знаком с пьесой, точное указание на место действия – именно по этому адресу проживала Агафья Тихоновна, к которой и ходили свататься женихи. А для тех, кто забыл или не знал, просто один из поводов удивиться фантазии режиссера-постановщика Александра Власова.

Внимательно прочитав гоголевский текст, он обратил внимание и на два других момента: Гоголь называет свою комедию «совершенно невероятным событием», а происходит оно в субботу светлой седьмицы. В контексте томской премьеры случилось невероятное совпадение в датах: второй показ премьерного спектакля  пришелся как раз на субботу светлой седьмицы, то есть на конец пасхальной недели, а первый играли накануне. От таких совпадений и впрямь могут мурашки по коже побежать. Гоголевщина какая-то да и только! Но гоголевщина просчитанная. Если не быть ленивым, и зайти в Интернет, то обнаруживается еще один любопытный факт. Александр Власов уже ставил эту пьесу Гоголя в Москве под названием «Женитьба в Мыльном переулке», и премьера приходилась на 28 апреля и тоже игралась в светлую седьмицу.

Будем откровенны, это невероятное совпадение с пасхальными днями ни в премьерном спектакле, ни в «интермедии» в фойе никак не было отыграно. Невероятным, но очевидным оказалась сама сдача большого зала в апреле. (Хотя ожидали ее еще в конце марта). По словам генерального директора «Газсервиса» (подрядной организации) Рустама Казакова, реконструкция сцены, зала и фойе была завершена в рекордно короткие сроки. «В Москве очень удивились и сказали, что за год нереально выполнить такой объем. Мы этого не знали, и постарались сделать все быстро», - признался Рустам Сафиулович, поздравляя первых зрителей. Строители торопились неспроста. Для артистов год без большой сцены – это тяжелое испытание. И хотя театр прошел его достойно - не переставал работать, и, как мы помним, даже открыл малую сцену, но репертуар его существенно сократился, и, как следствие этого, актерские зарплаты тоже. Тем не менее, ни один актер не покинул труппу. Поэтому Галина Гуляева, директор Центра по охране памятников, под чьим непосредственным надзором велись и ведутся ремонтно-реставрационные работы, поздравляя всех с открытием большой сцены, поблагодарила актеров за терпение. И всех остальных: «Спасибо всем, кто вложил свой труд, кого мы терпели, и кто нас терпел».

Как тонко подметил замгубернатора Владимир Самокиш, запах свежего ремонта еще не выветрился из фойе и зала. И в этом была особая прелесть. Но дух свежих премьер еще более желанен. Поэтому Владимир Игоревич выразил надежду, что именно на этих подмостках «мы увидим настоящий инновационный, креативный дух нашего Томска». К слову, он вместе с депутатом областного Законодательного собрания Виталием Огнезневым и директором театра Владимиром Казаченко совершил ритуальный обряд – разрезал красную ленточку перед входом в «Мыльный переулок». А роль привратника сыграл начальник департамента по культуре Андрей Кузичкин, отворив двери в большой зал.