Новости культуры российских регионов
25 апреля 2012
Сибирь

Игра с историей

В Кемеровском театре для детей и молодежи проходят премьерные спектакли «Tovarisch курьер» (постановка Светланы Осиповой).

В основу пьесы, написанной кемеровским журналистом Владимиром Сухацким, положена книжка американской писательницы Рут Кеннэлл. Она несколько лет проработала в Кемерове в Автономной индустриальной колонии «Кузбасс». Вернувшись на родину, написала несколько  детских книг о России. Повести «Ваня – беспризорник»  и «Товарищ Костыль» были опубликованы крупным американским издательством «Harper’s and Brothers» в 1930 и 1931 гг. (Нью-Йорк, Лондон). Впрочем, инсценировкой повестей работа Сухацкого не ограничилась. Он насытил драматургический материал воспоминаниями колонистов, архивными изысканиями, редкими фото- и киноматериалами. В результате получилось довольно необычное, запоминающееся действо. Однако рекомендовать его всем друзьям и знакомым («Это надо посмотреть непременно!») я бы поостереглась. Двойственное впечатление оставляет спектакль.

С одной стороны – это просто шикарное зрелище. Работа художника-постановщика (Светлана Нестерова) и художника по свету (Александр Брегеда) явила нам полное представление о том, как столкнулись на берегах Томи в 1920-х годах «два мира – два образа жизни»: крестьянской Руси и индустриального Запада. Разные моды, разные представления о веселье, праздниках, гигиене, лакомствах – все это показано выразительно и смачно, не столько на уровне текста, сколько на уровне бессловесных этюдов. Вот сцена фотографирования на пристани, вот базарная торговля на площади, вот щеголиха из Щегловска (Наталья Ущеко) демонстрирует товаркам «шерстяные трусы, как у американок, которые сама себе связала» - и горячему любопытству, равно как и глумливому хохоту, нет предела.

Колонисты-аиковцы сначала появляются темными силуэтами, за экраном, как фигурки в театре теней. Потом они растут в размере, увеличиваются и вдруг – раз! – являются с экрана на сцену «живьем», во всем своем импортном великолепии. В коротких штанах на манжетах, в забавных шляпках, в невиданных комбинезонах… А если еще учесть, что на этом экране время от времени проецируются кадры документальной кинохроники или фотографии Красной горки начала 20-х, то и вовсе рождается странное чувство: все, что происходит сейчас здесь, на сцене – работа настоящей машины времени, каким-то чудом перенесшей нас на 90 лет назад… Смесь теневого театра и живого плана – это, пожалуй, вообще самая сильная сторона нового спектакля. Она – как очевидная метафора – показывает нам, как столкнулись и стали причудливо переплетаться «свои» и «чужие». Понятно, в спектакле есть и любовь – между  американским инженером Джоном Эллисоном (Максим Голубцов) и секретаршей рудника Верой Егоровой (Елена Миллер). Есть горячая подростковая дружба – русский беспризорник Володя (Алексей Морозов), потерявший ногу в своих железнодорожных скитаниях, и его сверстник Дэвид (Александр Акимов), сын главного инженера рудника Пламмера, действительно стали неразлейвода. Не зря в США их стали уподоблять героям Марка Твена и даже называли «Том Сойер и Гекльберри Финн на берегах Томи». Есть в спектакле и детективная интрига: мальчишки пытаются распутать преступления расхитителей из партийно-хозяйственной элиты и едва не гибнут сами.

Но именно эта сюжетообразующая конструкция – самое слабое место спектакля. Порой создается впечатление, что перед нами не цельное действие, а набор мемуарных «случаев из жизни», зарисовок, которые удержала людская память или зафиксировали исторические документы. Однако далеко не у всех получается «вдохнуть жизнь» в документально-исторический материал. Отметим тонкую работу Нины Роговой в роли библиотекаря Рут Кеннэлл, жутковатого  Сергея Сергеева в роли «Тов. Попова». Очень хороши артисты массовки – Ольга Червова, Денис Казанцев… Но если к спектаклю подходить с позиций чисто театральных, очевидной станет его главная беда: литературная слабость драматического материала. Но в том-то и дело, что оценивать его только с таких позиций не хочется. Авторы спектакля умно, тонко и максимально изобретательно оживили перед нами едва ли не самые интересные страницы нашей подлинной истории. И за это они достойны бурной овации.