Портрет на фоне Утевки
Были на встрече и знаковые фигуры российской культуры – например, поэт, редактор журнала «Наш современник» Станислав Куняев и кинооператор, работавший вместе с Василием Шукшиным над фильмом «Калина красная», Анатолий Заболоцкий.
А вел вечер прозаик, директор издательства «Российский писатель» Николай Дорошенко. Кстати, именно в этом издательстве вышли главные книги Малиновского.
Открывая вечер, Дорошенко назвал своего давнего товарища Малиновского писателем с детской душой. И дело не только в том, что среди многих книг самарского автора есть и детские. Малиновский, словно ребенок, познающий мир, в каждой книге открывает его для себя и читателя заново и ставит вечные вопросы о самом главном в жизни. А главное для него, как заметил один из участников встречи, - любовь, его дело и малая родина, родная Утевка. Не случайно из нескольких фильмов, рассказывающих о нем, писатель выбрал для творческого вечера фильм 1991 года «Портрет на фоне», где подчеркнуто его родство с Утевкой. Это родство - и в стихах из сборника «Светлый берег», звучащих в фильме («Чем дальше светлый берег детства, Тем все труднее уезжать»).
С детством связано несколько последних произведений писателя, которые получили высокую оценку и рядовых читателей, и критики.
На этом вечере председатель Товарищества детских и юношеских писателей России Ирина Репьева вручила писателю диплом лауреата Международной премии имени Алексея Толстого за лучшую детскую книгу. Кстати, книга эта, «Под старыми кленами», была издана в серии «Народная библиотека», которая выходит стараниями Самарского отделения Союза писателей России и областного министерства культуры.
«В детских книгах Малиновского живет душа, - считает Ирина Репьева. – Это литература факта, стоящая в одном ряду с произведениями Виталия Бианки и Михаила Пришвина. Та литература, которой сегодня не хватает детям, живущим зачастую в онемении чувств. Путешествие, в которое он отправляет юных читателей вместе со своими героями, возвращает их в реальную, не выдуманную действительность...»
А по мнению профессора МГУКИ Елены Матвеевой, «книги Малиновского несут ту ноту доброты и чистоты, которой не хватает современной детской литературе».
«Слово слову улыбается»
Особенно высокую оценку собратьев по перу получили повести Малиновского «Под старыми кленами», «Под открытым небом» и повесть «В плену светоносном», написанная под впечатлением путешествия на лодке вниз по течению реки Самары.
Название одного из ключевых его произведений – «Под открытым небом» символично, по мнению старейшины российского литературного цеха Семена Шуртакова: «Писатель говорит об открытости славянского характера. Его произведения – традиционны, ясны, открыты. И когда он пишет о природе, это не дачное любование ею, а ощущение единства с ней».
Писателей Николая Сергованцева и Григория Калюжного поразила последняя детская книга Малиновского – «Приключения трех смельчаков», естественная, как дыхание, и обращенная не только к юному, но и к взрослому читателю. В книгах Малиновского, отмечали собравшиеся, «слово слову улыбается». Опытный читатель, пролистав несколько страниц, сразу же поймет, что автор их - волжанин. Стихи его напевны - не случайно многие из них стали песнями.
В творческом вечере принял участие и представитель Самарского землячества Валерий Курганов, который вручил писателю книгу мемуаров нашего земляка, одного из видных государственных деятелей доперестроечной России Виталия Воротникова.
Сам Малиновский, выступая на вечере, не стал долго рассуждать о своем творчестве. Он просто прочитал свои стихи – из «Экологического цикла», о матушке и, конечно, о родной Утевке, о которой он помнил, даже когда, будучи директором крупного завода и изобретателем, уезжал далеко за пределы Родины: «Как хлебную корку, в далеком Нью-Йорке я память о нашей Утевке храню…»