Новости культуры российских регионов
4 декабря 2009
Центр

Без зала

К юбилею художники остались без выставочного зала. Однако свое 70-летие областная организация Союза художников России все же отпраздновала с размахом - сразу четырьмя вернисажами.
До февраля нынешнего года все масштабные выставки в Смоленске проходили в выставочном зале областного музея-заповедника, который располагался в бывшем Спасо-Вознесенском женском монастыре. Однако ещё 27 августа прошлого года губернатор Смоленской области Сергей Антуфьев и митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне Патриарх Московский и всея Руси подписали соглашение о возвращении Русской Православной церкви архитектурных ансамблей трёх смоленских монастырей. Один из них - Вознесенский. Теперь в бывшем выставочном зале возрождается святая обитель. Отсутствие выставочного зала на сегодняшний день - тема животрепещущая не только для сообщества художников, но и всех смолян. Спору нет, приспособление под выставочный зал здания Вознесенского монастыря было временным выходом из положения. Тем не менее, в год 70-летия организации лишиться возможности экспонирования произведений искусства было болезненным ударом для мастеров и ценителей их творчества. О чём бы ни заходила речь, в конце концов, всё сводилось к этой проблеме. Заместитель губернатора Смоленской области Ольга Окунева пообещала, что следующий юбилей организации уж непременно состоится в новом выставочном центре. Открывая очередной областной Совет по культуре и искусству и поздравив художников с 70-летием их творческой организации, она заверила, что строительство объекта будет включено в план мероприятий к 1150-летию Смоленска. Сам губернатор Сергей Антуфьев в газетном интервью о проекте плана мероприятий к 1150-летию накануне первого заседания Федерального комитета по подготовке к этой юбилейной дате в числе первоочередных задач также упомянул строительство культурно-выставочного центра. Смоленск в преддверии целой череды праздников: 100-летия со дня рождения Александра Твардовского, 50-летия полёта в космос (первый космонавт планеты Юрий Гагарин родился на Смоленщине), 200-летия Победы в Отечественной войне 1812 года и 1150-летия города Смоленска. Юбилеи последуют один за другим с 2010 по 2013 год. Каждая дата – яркая страница в истории страны. Вышли соответствующие Указы Президента РФ Дмитрия Медведева об их праздновании на федеральном уровне. Однако художники к любым обещаниям относятся с осторожным оптимизмом. - Конечно, - говорит член Общественной палаты при администрации Смоленской области, заслуженный художник РФ Людмила Ельчанинова, - столь значительную юбилейную дату, как 70-летие нашей организации, хотелось бы встретить не так, как мы её встречаем. Мы остаёмся без места для проведения больших выставок на неопределенное время. Хочется верить, что город найдёт в конце концов клочок земли под строительство современного выставочного центра. Причин для скепсиса достаточно. Уже 17 лет прошло, как в Смоленске начали перестройку под художественную галерею здания бывшего реального училища в центре города. А конца не видно. То не было денег, то подрядчик подвёл. Между тем в запасниках музея-заповедника хранится уникальное собрание произведений – знаменитая коллекция княгини М.К. Тенишевой, которая могла бы удивить мир. Но выросло уже не одно поколение, которое ничего этого не видело, не говоря уже о туристах. Второй пример связан с 70-летием областной организации СХ РФ. Это красочный юбилейный альбом «Смоленские художники», издание которого было обещано в нынешнем году. - За всю историю, - рассказывает председатель правления областной организации СХ РФ живописец Юрий Мельков, - ни одного полноцветного альбома произведений смоленских художников не издавалось. Замечу, что подобные альбомы имеются практически у всех отделений Союза художников РФ. Два года назад за подготовку юбилейного альбома взялись и мы. Сделали макет. Его даже можно взять в руки и подержать: формат, объём, всё, как все задумывалось. Там около 800 репродукций. Составили смету. Всё это было показано первым лицам области, получено «добро». Но нам говорят: у области нет денег. Когда-нибудь альбом, думаю, всё-таки будет издан, так как категорического отказа мы не получили. Но к 70-летию выпущен лишь каталог всех четырёх выставок с небольшой вкладкой цветных репродукций. Внешне юбилей смоленских художников выглядел вполне респектабельно. Можно даже сказать, что праздник прошёл с размахом. 18 ноября, в день, когда проходили официальные торжества, один за другим состоялись четыре вернисажа. В детской художественной школе им. Тенишевой открылась выставка работ учащихся «Я - художник». В Смоленском государственном университете - выставка преподавателей и выпускников художественно-графического факультета «Alma mater». Ретроспекция произведений разных жанров «Искусство XX века», подготовленная совместно с музеем-заповедником, заняла второй этаж Дома художника. Самая представительная экспозиция «Искусство XXI века» (по принципу в тесноте да не в обиде) была развёрнута в арендованном зале «Молодость». Каждой выставке предшествовала торжественная церемония с участием официальных лиц. Прибыли гости – руководители региональных организаций СХ РФ из Ярославля, Брянска, Калининграда, председатель Витебской областной организации Союза художников Республики Беларусь Олег Сковородко. Присутствовали на открытии и представители областной и городской власти. Звучали торжественные речи, добрые пожелания. Немалое число художников было удостоено наград за успехи в творчестве, содействие развитию изобразительного искусства, отстаивание интересов культуры, воспитание подрастающего поколения. Во время открытия главной выставки «Искусство XXI века» секретарь правления Союза художников России, главный редактор журнала «Художник» Александр Греков назвал Смоленскую организацию одной из самых ярких в стране. И это не слишком большое преувеличение. В начале 2009 года на главный смотр творчества страны - выставку «Россия», в которой представлены все 106 региональных организаций (от Калининграда и до Камчатки), от Смоленска участвовал 51 автор. Так что Смоленск - настоящий город художников, вот только те. От кого зависит создание экспозиционного пространства не оценили это по достоинству.