Новости культуры российских регионов
27 ноября 2009
Центр

А мы такие молодые

В ТЮЗе состоялась премьера - спектакль «А зори здесь тихие» по повести Бориса Васильева.
Режиссер-постановщик спектакля Светлана Науменко из соседней Белоруссии, работает в Минском областном драматическом театре. До этого поставила на сцене брянского ТЮЗа две сказки. И вот – встреча с драматичной исповедальной прозой Бориса Васильева. Перед режиссером была сложная задача – найти свое сценическое решение, не повторяя находки потрясающего любимовского спектакля в Театре на Таганке и замечательного фильма Ростоцкого. И она с ней справилась. Сумела найти свою интонацию, достучаться до зрительских сердец нынешних подростков, воспитанных на голливудских стандартах. Возможно, помогли режиссеру наши стены, сама атмосфера партизанского края. Корни Светланы Науменко – брянские. Ее мама родом из Карачева, в годы оккупации была ребенком, но хорошо запомнила это время, и дочери теперь пригодились ее рассказы. В работе с брянской труппой помогло и то, что сама была 20 лет актрисой ТЮЗа и хорошо знает и чувствует специфику детского театра. «Нашим спектаклем мы хотим пробиться к душам сегодняшних молодых, - поделилась режиссер накануне премьеры, - чтобы они прониклись духом военного времени, почувствовали боль и страдание, слабость и силу тех, кто ради будущего отдал свою жизнь». Спектакль стал для театра своеобразным экзаменом на гражданственность и зрелость. Молодые актрисы Зоя Заречная (Рита Осянина), Татьяна Пожиленкова (Соня Гурвич), Ольга Башкатова (Лиза Бричкина), Юлия Толстова (Женя Камелькова), Людмила Шубина (Галина Четвертак) сумели органично войти в образы своих ровесниц, ставших и жертвами и героями войны. Особенно ярко и убедительно это удалось первым трем исполнительницам. Искренне и трогательно смогли они передать характеры своих героинь, короткие мгновения их девичьего и женского счастья. Зал буквально замирал, когда звучали со сцены предсмертные исповеди каждой из пяти героинь. На премьере эти монологи завершались зрительскими аплодисментами. Понятно, что аплодировали актрисам, их удачной игре, но такая разрядка несколько разрушала напряженную и драматичную атмосферу спектакля. Жаль, что порой некоторым исполнителям недоставало чувства меры, когда эмоции подменялись криком, а сценическое действие суетой, особенно это мешало в массовых сценах. Алексей Чубаков играет старшину Васкова распахнуто и азартно: c юмором и куражом в начальных сценах и драматично, «на разрыв аорты» в финале. Михаил Лаврушин в этой роли более сдержан и интеллигентен. Но также глубоко и искренне передает чувство вины человека, не сумевшего сберечь юные девичьи жизни. Художественное оформление Юрия Соломонова, главного художника Минского облдрамтеатра, современное, условное, помогает подключить актерское и зрительское воображение. Конечно, деревянным слегам и свисающим лентам по выразительности и лаконичности далеко до пятерки автомобильных бортов Давида Боровского на Таганке, превращавшихся, то в зенитки, то в стены бани, то в лес и, наконец, в смертельное болото… Как трудно переиграть и неотразимую Ольгу Остроумову – Женьку Камелькову и по-крестьянски основательную Елену Драпеко – Лизу Бричкину. В целом же спектакль получился, благодаря следованию первоисточнику - доверительной васильевской прозе, лишенной натужного пафоса. Это честный диалог с читателем и зрителем. Не случайно, после спектакля многие зрители загорелись желанием прочесть саму повесть Бориса Васильева.