Художественный руководитель театра, народный артист России Георгий Демуров признался нам, что не любит юбилеев и празднует их скромно. Но круглая дата – хороший повод поговорить о театре сегодняшнем. Тем более что скоро в его афише появятся такие заманчивые названия как «Женитьба» Гоголя, «Прошлым летом в Чулимске» Вампилова и «Дядя Ваня» Чехова.
- Георгий Сергеевич, насколько театр сегодня идет на компромисс, уступает массовому вкусу и насколько «гнет свою линию»?
- Посмотрите на афишу – у нас преобладает классика. Это сказывается на кассе, но идти на поводу у большинства такому театру, как наш, нельзя. Сейчас куда ни глянь – везде шоу. Что нам делать в этой тотальной «шоуизацией», с тем, что многие зрители не хотят потрудиться умом и сердцем? Конечно, есть чисто развлекательные спектакли. Но мы хотим поставить, например, водевиль Каратыгина – это не хуже того же Куни, зато это наше, русское.
- Можно ли подвести итоги последних лет: что удалось?
- Удалось «разгерметизировать» театр. В театре не должно быть «стоячей воды», иначе начинается заболачивание и не остается места для истинного творчества…
- Это удалось благодаря приглашенным режиссерам?
- Да. Театр вышел на группу крепких столичных постановщиков. Это Самгин, Портнов, Офенгейм, Саркисов - он и поставит «Женитьбу» и «Дядю Ваню». Это режиссура, востребованная Москвой. Во-вторых, удалось убедить режиссеров (это сложно, я много крови на это потратил), что у спектакля должно быть два состава. Правда, один режиссер потребовал заплатить ему в таком случае гонорар за два спектакля – и я сказал ему «до свидания»… В итоге у нас заиграли артисты, у которых был многолетний простой.
- Вы будете и дальше сотрудничать с уже сложившимся «штатом» режиссеров?
- Да, чередуя их и даже дополняя. Они знают труппу, и актеры хотят с ними работать. Я вам скажу больше: троим я предложил постоянную работу. Увы, не соглашаются. Они вольные художники, каждый может штатно работать в московском театре. Но им это невыгодно. Режиссеров, озабоченных своим трудоустройством, легион! Но тот, кого хотелось бы заполучить, не пойдет, а тех, кто хотят устроиться, мягко говоря, нет повода брать.
- Но про приезжих всегда можно сказать: он приехал, поставил кое-как – поехал дальше…
- А вот этого можно избежать, доверяя проверенным, ответственным людям. И потом я как худрук-актер не испытываю опасности. Если во главе театра режиссер, он пригласит того, кто поставит хуже, чем он, а того, кто лучше, - никогда. Это было в нашем театре в течение последних 18 лет. А для меня, чем лучше спектакль, тем лучше.
- Каких актеров, типажей сегодня в труппе не хватает?
- Труппа хорошая - спасибо нашему театральному училищу. Но у нас нет мощного молодого Героя, как нет и Такой актрисы… Талантливых молодых актеров достаточно, но они характерные, что, безусловно, радует. А вот чтобы «нога от уха», чтоб Она вышла на сцену, еще ничего не сказала, а мы уже восхищаемся, - вот бы... Много получаю видеозаписей от актеров из других городов. Просятся к нам. Недавно посмотрел кассету: муж с женой, 12-летний стаж, он – глаз не отвести, она – слов нет! Но они в другом городе живут в трехкомнатной квартире, а здесь мы им не можем предоставить даже двухкомнатной…
- Георгий Сергеевич, если честно: сегодня театр скорее живет или выживает?
- Мы все-таки живем – надо признаться. Департамент культуры как может нам помогает. С января мы получаем 100-процентную надбавку к зарплате. Сейчас строится дом в районе Советской площади, квартиры в котором будут предоставлены сотрудникам нижегородских театров. Так что в последнее время мы чувствуем хорошее отношение к себе областной власти – жаловаться не приходится. Оплачиваются департаментом и гастроли – пусть не полностью, но мы «добираем» благодаря попечительскому совету. Ведь театр 16 лет никуда не выезжал!
- Но в 1990-е вообще была «черная дыра»…
- Да, но все жили по-разному – у нас гастролировали театры других городов. А кто-то сидел на месте, оправдывая себя тем, что «время такое». Но за последние три года мы побывали и на гастролях, и на нескольких фестивалях.
- Творческий коллектив – это всегда амбиции, сложные характеры. Как вам удается сглаживать конфликты?
- Каждый артист думает о себе в превосходной степени, и переубедить его сложно. Все хотят быть Гамлетами… Но если у артистов нет простоя, климат нормальный. И я делаю все возможное, чтобы актеры были обеспечены работой.
- Смотрите ли вы спектакли других театров?
- Стараюсь не пропускать спектакли гастролеров, особенно нашего мэтра – процветающего, всепобеждающего, купающегося в славе и деньгах театра «Табакерка»… Я как человек и гражданин рад их успехам. Но не уверен, что они вплотную связаны с их действительными творческими победами. Конечно, приятно, когда артист выходит на сцену – и уже звучат аплодисменты. Зритель даже не понимает, что он смотрит, перед ним звезда – и он с нее глаз не сводит. Но мы живем в ином измерении. У нас даже нет малой сцены, где мы могли бы себе позволить ошибку. А они ставят на трех площадках! Что-то не получилось? Ну, эксперимент…
- Но хорошие-то впечатления есть?
- К сожалению, мало. Разговаривал на днях с Анатолием Смелянским, которому я очень благодарен, – это по его рекомендации мы приглашали режиссеров. Я давно не был в Москве, спрашиваю: «Что там?» - «Скука, говорит, невероятная! Что-то возносится, но если посмотреть трезво, все это печально». Но, я думаю, он имел в виду не сцену МХТ имени Чехова…
Да, у нас есть право определять, куда идет театр. Однако очевидный и статистический факт: публика предпочитает комедию. И на первый взгляд, вывод ясен: надо ставить комедии, избегать «тяжелых» пьес – будь проще, и люди к тебе потянутся. Парадокс заключается в том, что театр, стремящийся угодить доминантному интересу публики, заполняющий свое меню облегченным репертуаром, в итоге зрителя как раз и теряет. Нам же хочется говорить о чем-нибудь проблемном, драматичном, о путях к истине в жестком мире, о надежде, которая, как известно, умирает последней.