Новости культуры российских регионов
5 июня 2025
Москва

Случайность, хрусталь и абстракция

SISTEMA GALLERY открыла сразу три новые выставки современных художников
Магомед Кажлаев "Хляби небесные" Фото: пресс-служба галереи

Персональная выставка Кати Шинкаревой «Совокупность случайностей» 

Это 9 живописных произведений и объект, выполненный в технике 3D-печати. Получив образование в области и классического и актуального искусства, Катя Шинкарева работает на стыке традиции и современности. Её произведения, исполненные в технике живописи, строятся на игре абстрактных форм и световых контрастов, из которых складываются таинственные мифические пейзажи.

В основу новой серии легла концепция субъективного восприятия — идея о том, что представления каждого человека об окружающем мире строятся на личном жизненном опыте. Совокупность случайных впечатлений становится неким фильтром, сквозь который автор улавливает действительность. Наряду с концепцией значим и сам процесс работы над картиной. Иногда законченная идея переносится с эскиза на полотно и остаётся неизменной до самого конца. Однако порой в ходе работы может возникнуть новый замысел, и художественный образ начинает трансформироваться под его воздействием. Создание картины становится процессом, результат которого непредсказуем или может меняться с течением времени.

Персональная выставка Кристины Павловой «Хрусталя угасший звон»

Первая персональная выставка художницы и дизайнера Кристины Павловой строится вокруг знакового феномена в культуре советского быта — хрустальной посуды. В перспективе воспоминаний автора о своем детстве и советском прошлом пластичный хрусталь преображается в узнаваемые образы.

Будучи одними из главных предметов роскоши, хрустальные изделия воплощали в себе символ зажиточной жизни и достатка в глазах простого советского человека. Сияние острых краев торжественных ваз и бокалов, мерцающих из глубины серванта, магическим образом преображало окружающее пространство типовой жилой ячейки. Тщательно оберегаемая, используемая только по случаю больших праздников, эта посуда не несла бытовой функции, а была скорее объектом культа, фетишом, символизирующим семейное счастье и благополучие. Сверкающий храм, покоящийся в сердце обычной квартиры, был защищён родительским запретом, знакомым любому советскому ребенку. Любая шалость и вольность в обращении с хрусталем строго пресекалась.

Работая с темами запрета и ранних воспоминаний, Кристина Павлова создает текучий и призрачный предметный мир, в котором расплывчатые образы детства сплавляются с размышлениями о давно ушедшей эпохе и интуитивными предчувствиями будущих перемен.

Персональная выставкаМагомеда Кажлаева «Пересчет»

Магомед Кажлаев начал писать картины, которые принято называть абстрактными, более пятидесяти лет назад, в 1970 году. За это время они не раз претерпевали трансформации: пейзажи уступали место композициям без названия, яркие экспрессивные пятна контрастных цветов — сольной партии серого, нежные лессировки — плотным, гладким поверхностям, монохромы — нарушающим красочную безмятежность линиям или подписи К.М., как будто ставящей точку на свободном от всякого изображения холсте.

Дагестанский художник, укоренённый в национальной культуре, уживается в нем с живописцем par exсellеnce, для которого краска является единственным материалом для сотворения мира, не знающего ни границ, ни традиций. Гармония однородного зелёного нарушается присутствием оставленного «по ошибке» «красного угла», «поглаживание» холста легкими касаниями кисти — нарисованными как будто рукой ребенка квадратами, в которых заметна безуспешная попытка замкнуть очерчивающую фигуру линию.

Некоторые работы буквально складываются из многочисленных слоёв нагруженных краской бумаг, уподобляясь спрессованным культурным слоям разных эпох, накопленным в одном и том же месте археологических изысканий.

Наполненный живописной массой холст то вдруг подвергается вторжению линии, «взрезающей» тело поверхности, то позволяет покрыть себя сетью орнаментов, сложенных из повторяющихся, но не идентичных, а неровных эллипсов, дуг, квадратов.