Новости культуры российских регионов
22 апреля 2025
Москва

Танец и живопись в ХХ веке

В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка «Танец ХХ века. Матисс, Малевич, Дягилев, Кандинский и другие»
А. Экстер "Эскиз женского костюма. Саломея. Танец семи покрывал" 1917 г.

В 10 залах можно увидеть более 200 экспонатов, яркие работы Матисса, Кандинского, Малевича, Бакста, Бенуа, Экстер, эскизы Ларионова, Гончаровой, Рериха, Делоне и других. Графические и живописные произведения, фотографии, скульптуры, эскизы декораций и костюмов, танцевальный перфоманс, ведь партнером проекта выступил Большой театр.

Новая выставка проводит параллель между изобразительным искусством и танцем, по мнению многих художников, самым совершенным способом выразительности. Хореографию и изобразительное искусство в ХХ столетии связывает долгая история сосуществования.

Каждый зал выставки разыгрывает собственный сюжет. Экспозицию начинает рассказ об Айседоре Дункан, провозгласившей освобождение движения на сцене. Новой хореографии аккомпанируют живописные и пластические сюиты на античные темы Валентина Серова, Льва Бакста, Максимилиана Волошина, Сергея Коненкова. Танцем в свободном греческом хитоне, босиком, Айседора Дункан транслировала мысль о возвращении человека к его естественному состоянию. Новаторство американской танцовщицы совпадает с интересом художников того времени к природе, стремлением приблизиться к простой, естественной жизни животных. В работах художников разных стран появляются анималистические сюжеты, композиции с изображением растений (Франц Марк, Михаил Матюшин и Елена Гуро).

В главе, посвящённой хореографическим экспериментам 1920–1930–х годов, рассказывается о Хореологической лаборатории (Хорлаб), в которой танец изучался как фундаментальная наука, а также о мастерской Николая Форрегера (Мастфор), балетах Касьяна Голейзовского и многих других танцевальных объединениях, ставших частью культурного ландшафта в 1920-е гг. В это время танец как будто окончательно порывает с традицией, становится частью художественного действа. Основоположники беспредметности, Василий Кандинский и Казимир Малевич, инициируют авангардные танцевальные постановки, пытаясь через танец открыть универсальный язык. Зритель увидит реконструкцию «Супрематического балета», поставленного в 1920 году в Витебске. Балет ученицы Малевича, Нины Коган, визуализировал теорию движения супрематических форм в пространстве. 

После Второй мировой войны в Японии возник танец «Буто». Облик танцора в нем достигает крайнего гротеска, привычные пропорции – чрезмерной трансформации, что рифмовало их с героями произведений художников - экспрессионистов. 

Центральной темой выставки станет ритм, задающий интенсивность движения в танце, формирующий напряжение пространства. Главу иллюстрирует знаменитая постановка «Болеро» Мориса Бежара с Хорхе Доном в главной партии и «Танец ведьмы», исполняемый немецкой танцовщицей Мэри Вигман. Переосмысление ею танца и роли подлинного ритма повлияло на многих хореографов второй половины ХХ века.

Художники и танцоры на протяжении всего ХХ столетия пытаются переосмыслить роль времени в танце и изобразительном искусстве. Тему трансформации времени раскрывают футуристические работы Ивана Клюна, Александры Экстер, Казимира Малевича и фрагменты постановок современных хореографов, шведа Матса Эка и израильтянина Орхана Нахарина.

Значительная часть проекта отведена истории преставления человеческого тела на сцене и уникальным костюмам, созданным художниками для балетных постановок, в том числе Александром Бенуа, Михаилом Ларионовым, Александрой Экстер, Натальей Гончаровой, Николаем Рерихом, Соней Делоне и др., представленные эскизами и фотографиями из собраний российских музеев.

Куратор выставки – Мария Гадас, научные консультанты – Николетта  Мислер (Неаполь, Италия), Ирина Сироткина (Лондон, Англия).

Выставка будет работать до 3 августа.