Новости культуры российских регионов
15 января 2025
Москва

«Турандот»: театральная игра, где сказка встречается с реальностью

В ШДИ с успехом идёт спектакль, приуроченный к юбилею ведущей актрисы театра Людмилы Дребневой
Фото: Наталия Чебан

Спектакль «Турандот» театра Школа драматического искусства в постановке Глеба Черепанова — это не просто интерпретация классической пьесы Карло Гоцци, а настоящий театральный эксперимент, где зритель становится свидетелем увлекательной игры в театр со многими его жанрами, а также закулисьем, интригами, переживаниями.

С первых минут спектакль заявляет о себе как о чём-то необычном. Режиссёр Глеб Черепанов выходит на сцену, чтобы объявить, что зрители станут свидетелями генерального прогона. Но актёры, словно ожившие и взбунтовавшиеся  игрушки, «нейтрализуют» режиссёра и начинают свою игру. Этот приём — не просто остроумный ход, а ключ к пониманию всей постановки. Здесь нет четкой границы между спектаклем и реальностью: актёры то погружаются в свои роли, то выходят из них, рассказывая закулисные истории и обращаясь напрямую к зрителю.

Особое внимание к себе приковывает Людмила Дребнева, для которой роль молодой принцессы Турандот — и эксперимент, и вызов, и бенефис, ведь артистка служит в ШДИ со дня его основания.

Интересно, как это взрослая актриса может играть столь юную принцессу? Оказывается, в театре возможно все. Людмила Николаевна играет свою роль с таким мастерством и самоиронией, что возраст становится изюминкой постановки. Поскольку спектакль приурочен к 70-летнему юбилею актрисы, это добавляет постановке особую теплоту и личную историю. Людмила Николаевна вспоминает случаи из жизни, то с сожалением уступает свою роль молодой актрисе, то с отчаянием отнимает, то смеется, то грустит, словом, живёт на сцене, как и подобает большой артистке.   

«Принцесса Турандот — это легенда, некий миф, – говорит режиссёр Глеб Черепанов. – Это персонаж, который не имеет и не должен иметь какие-то возрастные или иные характеристики. Это вечная женщина, которая воплощает в себе все, она не должна быть ограничена определениями. Турандот — это и ребёнок, и роковая женщина, и прекрасная Актриса в прямом смысле слова. Это магический волшебный образ настоящей, истинной женщины. Поэтому мне было очень важно, чтобы Турандот в нашем спектакле сыграла именно такая актриса, как Людмила Дребнева».

Для всей этой истории художник-постановщик Елена Ярочкина создала настоящую сказку, где восточные мотивы переплетаются с итальянскими и арабскими элементами. Трон китайского императора становится гримерным столиком, а невероятная коллекция нарядов Людмилы Дребневой — произведения искусства, которые можно демонстрировать на показе мод. Маски, грим, парики добавляют спектаклю волшебства, а фойе театра, оформленное в восточном стиле, погружает зрителей в атмосферу ещё до начала действия.

Музыкальное сопровождение — ещё один сюрприз постановки. Вместо традиционных китайских мотивов зрители подпевают ансамблю «Пекинская утка», который исполняет хиты российских музыкантов в оригинальных аранжировках.

Принц Калаф в исполнении Евгения Полякова — настоящий герой-сердцеед, Андрей Харенко (Барах) и Анна Кузминская (Адельма) покоряют своей харизмой.  Комичная троица Панталоне (Федор Леонов), Тарталья (Николай Гонтар) и Бригелла (Кирилл Тепляков) заставляют зал удивляться и смеяться, демонстрируя владение разными театральными приемами. Кирилл Фёдоров, играющий сразу две роли — императора Альтоума и царя Тимура, — демонстрирует невероятный актёрский диапазон. Фёдоров — мастер перевоплощений, в другом спектакле ШДИ,  «Душечка», он играет сразу четыре разноплановые роли. 

«Турандот» Черепанова — это не просто спектакль, а театральная игра, где смешиваются жанры, эпохи и эмоции. Здесь есть место и сказке, и иронии, и ностальгии, и даже хулиганству. Это постановка, которая заставляет смеяться и задумываться о том, что театр — это всегда игра, но игра, в которую верят и актёры, и зрители.

Если вы хотите увидеть, что происходит, когда режиссёра «прячут в подвале», и актёры начинают творить свою магию, — этот спектакль для вас. Классика может быть современной, смешной и бесконечно увлекательной.

Елена ЧУДНАЯ