Были отмечены лучшие из лучших. Церемонию вели президент Гильдии, киновед Наталия Примакова и лауреат Третьей Премии Гильдии киноведов и кинокритиков в номинации «Лучший неигровой фильм» за картину «Мой мастер КЛАСС», кинорежиссёр Сергей Зайцев.
Номинанты Премии были отобраны более чем из ста киноработ, снятых в уходящем году. Все они получили дипломы от Гильдии с яркими формулировками, отображающими суть фильма. Победители отмечены призами в виде символичного рупора, скрученного из кинопленки. Среди награждённых – режиссёры игрового, документального и анимационного кино, операторы, продюсеры, художники, композиторы и авторы книг о кино. На сцену за наградами в этот вечер выходили: режиссеры Андрей Кончаловский, Сергей Дебижев, Александр Бруньковский, Светлана Филиппова, Виктор Тихомиров, актрисы Александра Урсуляк, Марианна Шульц и многие другие. Церемония прошла в дружеской, непринуждённой, почти семейной обстановке.
«В этом году мы принципиально поставили перед собой задачу не оценивать зрительское кино и мейнстрим. Очень сложно сказать о тенденциях нашей Премии. Скорее всего, это артхаус и авторское кино. То кино, которое, может быть, еще не видел широкий зритель, может быть, оно даже не вышло в прокат, а может, и не выйдет никогда. Именно такие фильмы мы и хотели оценить», – призналась президент Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России Наталия Примакова.
Событием года стал документальный фильм Сергея Дебижева «Крест» –кинематографическое послание из России всему думающему миру. Полтора года съемок в разных странах, полгода монтажа и заслуженное признание у профессионалов и зрителей –прокат в течение года в 700 кинотеатрах страны. В этот вечер картина получила еще одну награду от китайской Академии кино. Режиссёр Сергей Дебижев рассказал, что картина снималась в разных странах — в Эфиопии, на Синае, в Иерусалиме, в Гонконге и, конечно, во многих монастырях России. «Она получилась объемная. Тема, которая в ней поднимается и вопросы, которые в ней задаются, а именно вопросы правят миром, важны для понимания, особенно в сегодняшний момент. И нужно понимать, что говорить в этот момент нужно о сакральных смыслах. Фильм «Крест» этому и посвящен — нашей главной триаде: Вере, Надежде и Любви. И, конечно, поиску Истины. Мы оказались в том отрезке вечности, где неизвестно что будет завтра. Это самый творческий момент. У нас есть возможность самим сформировать завтрашний день, проанализировав наш прошлый день, поняв сегодняшние ошибки, попытаться сформировать завтрашний день. Конечно, многие процессы в нашем государстве и во всем мире нуждаются в каком-то перезапуске. И кинематограф в нашей стране, мне кажется, в первую очередь. Потому что слишком далеко все зашло. Слишком много выпускается картин, что называется, ни уму ни сердцу. И профессиональное сообщество в лице киноведов и кинокритиков должно сказать свое слово в этом смысле. Отечественный кинематограф поднимался на очень серьезные высоты. Его достижения можно в каком-то смысле перевернуть. Мы переходим на новый неизвестный этап, на новый технологический уровень. Это происходит прямо сейчас. Нейросети, криптовалюты, кибербанк — всё это часть нашей жизни. Нужно понимать, что анимация пострадает сильно, потому что нейросети работают быстро, успешно и дешево. Игровой кинематограф тоже отчасти будет подвергнут этому влиянию. Надеюсь, документальное кино, как последний остров правды и истины, будет все больше набирать общественный интерес. И покажет на что оно способно. Мы в этом смысле, наша компания «Два капитана», прикладываем максимум усилий для того, чтобы вывести неигровой кинематограф на большой экран. И нам, слава Богу, это удается. Эта наша пятая картина, которая выходит в широкий прокат», –поделился своими мыслями режиссёр Сергей Дебижев.
Специальный приз Гильдия вручила поистине уникальному документальному проекту –циклу, который продолжает сниматься на «Ленфильме» и в настоящее время – «Ленинградское кино. Люди. Герои и легенды». В нём представлены портреты режиссёров, операторов и художников студии. «Это были наши друзья. Мы вместе делали кино. Люди замечательные – умные, талантливые. И потому так ценно, что мы успели кого-то снять. Это было счастье — видеть эти лица, работать с ними, общаться. Кино — это ведь не только изготовление фильмов. Это ещё и счастье выражения своего понимания мира, людей, которые рядом с тобой, понятия что такое любовь», – признался режиссёр, сценарист и продюсер Вячеслав Сорокин.
Несомненным лидером Премии стала семейная драма Владимира Грамматикова «Смотри на меня», снятая по сценарию Андрея Кончаловского и Елены Киселевой. Она одержала победу сразу в четырех номинациях: «Лучшее режиссерское решение», «Драматургия кино», «Лучшая актриса года» –Александра Урсуляк и «Лучшее визуальное решение» –оператор Алишер Хамидходжаев и художник Мария Турская.
Получая награду, Андрей Кончаловский признался: «Мне жаль, что со мной нет на этой сцене моего соавтора Елены Киселевой. Мы вместе с ней работаем уже почти десять лет. Должен сказать, что получать награду всегда приятно. Тем более, что это Премия киноведов и кинокритиков. Сценарий родился благодаря Владимиру Грамматикову, у которого была своя уникальная история, её мы и попытались записать. Как вы знаете, скучных историй на свете нет. Есть только скучные рассказчики. Поэтому любая история замечательная, интересная. Я рад, что нам с Леной удалось ее превратить в некое действие. Честно говоря, мне очень нравится название фильма».
Лучшим анимационным фильмом признана картина режиссёра, сценариста, оператора, художника и продюсера Александра Бруньковского, снятая по новелле Тонино Гуэрра «Расцветшая зима». Созданная в особой авторской технике, с огромным множеством слоёв акварели, которую автор называет киноживопосью. Александр Бруньковский признался, что работа над картиной продолжалась более 10 лет: «Мы работали с Тонино Гуэрра над сценарием полнометражного фильма. Уже должны были его снимать, но я не смог найти тогда деньги, позволившие мне снять так, как хотелось бы. Это фантасмагория, фильм о любви на краю, на исходе. Тема расставания и супружеских отношений понятна многим. И всё же это история большой любви. Потом я понял, что должен нарисовать этот фильм. И вернулся к новелле Тонино как к первоисточнику, по-своему написал её и получился короткометражный рисованный фильм. Тонино всегда говорил, что красота — это уже молитва. Так что это, наверное, молитва о любви, об искуплении, о возможности большой, настоящей любви. Мы, со своей командой, постарались вывести это на какой-то метафорический уровень. Надеюсь нам это удалось».
В этот вечер было немало сказано о кино, награждены достойные его создатели. За лучшее визуальное решение были отмечены оператор Андрей Найденов и художник Светлана Филиппова, она же сценарист и режиссёр драмы «Лиссабон», снятой в черно-белой ретро-технике. Также этот фильм получил Приз и за лучшее звуковое решение, лауреатами стали композитор Андрей Карасев, звукорежиссеры Вадим Круглов, Александр Самофеев, и Тимофей Шестаков. Лучшим дебютом названа музыкальная драма режиссёра Ильи Маланина, основанная на реальных событиях, «Ненормальный». Фильм успешно шагает по фестивалям, собирая награды. Недавно он стал лауреатом тульского фестиваля «Кино и Музыка». Лучшим неигровым фильмом назван «Против ветра» режиссёра и продюсера Татьяны Соболевой –о борьбе с экологической катастрофой в Ногайской степи на севере Дагестана, постепенно превращающейся в бескрайнюю пустыню. Особым дипломом был отмечен анимационный фильм молодого режиссера, выпускника ВГИКа Тимофея Скисова «Вчера мне было 9 лет», созданный в оригинальной технике.
Также в этот вечер киноведы чествовали и своих коллег, лауреатов книжной Премии. В номинации «Мастер» – киноведа, кандидата философских наук Льва Карахана –«За многолетнюю профессиональную деятельность». Премию имени Мирона Черненко вручили Нине Цыркун – «За честь, достоинство и вклад в профессию». Отметили киноведы и работу редакции кинопрограмм канала ОТР – за интересные и отвечающие критериям киноведения программы показов произведений отечественного и мирового киноискусства в номинации «Sine charta (без бумаги)». Наградой отмечена и книга доктора искусствоведения Виталия Познина - «Ленфильм»: время перемен (1980–1990) / Российский институт истории искусств». Приз вручили Валерию Фомину за фундаментальное исследование «На пепелище. Советское послевоенное кино. 1945–1953 гг. Документы и свидетельства. Книга первая». Кирилл Юдин отмечен за книгу «Советская кинополитика накануне и в период «холодной войны». Екатерина Сальникова — за работу по истории зарубежного кино «Авантюрное пространство Великого Немого: настроения и подтексты». Отмечена работа «Эволюция теоретических киноведческих концепций в журнале «Искусство кино» (1931-2021) авторов Федорова А., Левицкой А. и Горбатковой О. И киноведческое исследование «Визуальный образ и его медиум: культурные контексты и интерпретации», отв. ред. И. Захарченко и О. Щедрина.
Завершилась церемония награждения новогодним подарком –показом восстановленного в уникальной советской трёхцветной методике и долгие десятилетия недоступного к показу цветного мультфильма «Сказка о царе Салтане». Снятый легендарными сценаристами и режиссерами, сёстрами Валентиной и Зинаидой Брумберг (авторами любимого детворой не одного поколения «Кота в сапогах»), он был неизвестен широкому зрителю. Многие годы в запасниках «Госфильмофонда» хранилась лишь чёрно-белая версия фильма, однако киноведы знали, что фильм был выпущен в 1943 году в цветном варианте. Благодаря кропотливой работе энтузиаста своего дела, киноведа, режиссера, оператора и продюсера Николая Майорова, вернувшего цвет не одной забытой ленте отечественного кинематографа, фильм засиял новыми, яркими красками. Было удивительно услышать с э крана голоса любимых артистов: Михаила Жарова (Царь Салтан), Марии Бабановой (Царевна Лебедь), Фаины Раневской (сватья баба Бабариха). Фильм представил режиссер восстановления Николай Майоров.
Наталья ТЕНДОРА