Экспозиция «Русское невероятное» объединяет произведения от Средних веков до наших дней: здесь древнерусская живопись соседствует с кинетизмом, конструктивизм с нонконформизмом, авангард с современным искусством. И чтобы разобраться в этой эклектике стилей и направлений, протянуть ниточки к конструктивизму, кураторы советуют внимательно читать записи на стенах, а лучше послушать экскурсию.
Что такое конструктивизм, как его понимать, откуда он взялся – на эти вопросы выставка и пытается дать ответы. История зарождения конструктивизма многими исследовалась, но в ней множество противоречий. Конструктивисты в 1920-х заявляли, что конструктивизм — это метод, и стремились к единой обоснованной концепции. Но он оказался многоликим и неоднозначным, поскольку многими вещами вдохновлялись художники. Кто-то считал, что конструктивизм про то, чтобы разрушить старое и создать новое. А все как раз наоборот, как говорила Варвара Степанова, «изучайте старое, но творите новое». они искали некую чистую форму, обращая свой взор в прошлое, например, в иконопись.
Кураторы предлагают искать ответы, анализируя особенности пространства, мышления и архетипы, характерные для русского культурного ландшафта. Архитектура выставки построена так, что ведёт зрителя путем исканий и открытий художников сквозь «Безмерно», «Навеки», «Вот-вот», «Посреди», «Живо», «Ввысь», «Лихо», «Неудержимо», «Запредельно», «Вопреки».
На выставке представлены работы Павла Филонова, Николая Суетина, Кузьмы Петрова-Водкина, Наталии Гончаровой, Ивана Леонидова, Якова Чернихова, Эрика Булатова, Юрия Аввакумова, Вячеслава Колейчука, Ильи Кабакова, Игоря Шелковского, Виктора Пивоварова, «Синие носы», Романа Сакина и других.
Среди 144 экспонатов из 29 государственных и частных коллекций – живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство, видеоарт и инсталляция.
Так уж вышло, что трое из кураторов (Анна Замрий, Татьяна Шулика, Андрей Чернихов, Александр Ермолаев) – архитекторы, и споры между ними шли нешуточные. В спорах рождается то, что мы увидели.
Архитектура выставки, созданная Петром Толпиным, предлагает посетителю пойти дорогой исследования, где каждое новое пространство вступает в коммуникацию с искусством из другого зала, стимулируя посетителя «подглядывать», изучать и двигаться вперед. Теплота, камерность и таинственность начала и финала, яркость и многоплановость основного. Плюс внутри проект оформлен четырьмя музыкальными темами от композитора Николая Комягина.
Выставку будет сопровождать насыщенная программа. Диджей-сет электронного музыканта Яны Кедриной (Kedr Livanskiy) и концерт композитора Владимира Мартынова. «Зотов.Кино» представит кураторскую программу «Небывальщина», посвященную невероятному в отечественном кино от советского авангарда до постсоветского андеграунда. В лектории – цикл «Беседы о пространстве» Анны Замрий, лекции Марии Кравченко, ведущей программы Old Russia with Masha, лекции от Музея архитектуры им. Щусева об архитектуре. Серия перформансов Лизы Савиной «Тихий час», которая даст возможность маленьким посетителям самостоятельно ознакомиться с экспозицией и сделать собственные выводы.
Выставка будет работать до 23 марта.