Новости культуры российских регионов
15 ноября 2024
Москва

Девичьи игры

Опера «4 девушки» в театре Сац
Фото: Елена Лапина

Постановка редчайшей оперы Эдисона Денисова «Четыре девушки» на сцене Детского музыкального театра им. Сац – любопытный эксперимент, удачный уже самим фактом своего возникновения. Режиссёр – Мария Фомичева.

Отчётливо авангардистский характер спектакля проявляется не только в музыке, но и в литературной основе – пьесе Пабло Пикассо «Четыре маленькие девочки», отрывки из текста которой использованы в исполнении (хотя зритель воспримет их, скорее, с помощью титров, поскольку опера звучит на французском языке). Впервые произведение было исполнено на сцене театра в концертной версии 14 октября 2022 года в рамках проекта «RE-Конструкция», теперь настало время для нового прочтения.

Спектакль адресован аудитории, маркированной как «12+», ведь героинями оперы являются юные девушки (хотя говорить о полноценном ясном сюжете не приходится). Театр абсолютно верно ведёт поиск новых тем, интересных современному зрителю и слушателю, а также не забывает о просветительской и в каком-то смысле популяризаторской деятельности, открывая публике редкие, забытые или даже не исполнявшиеся ранее партитуры. Музыкальным руководителем и дирижером постановки на Малой сцене стал Валерий Платонов, уже работавший с произведением здесь же два года назад. Премьеру представляет прекрасная команда профессионалов: хореограф театра Кирилл Симонов и Михаил Галиев, художник Екатерина Куколь, художник по свету Ирина Вторникова, хормейстер Вера Давыдова. Любопытна и режиссёрская трактовка «Девушек», за которую отвечает Мария Фомичева, выпускница мастерской Георгия Исаакяна в ГИТИСе. 

Ей выпала трудная задача, поскольку и сам материал отчетливо «трудный». Пьеса Пикассо подчёркнуто бессодержательна, хотя и эстетична, да и музыка Эдисона Денисова, в которой, по словам самого композитора, «нет никакой драмы и никакого напряжения, только всё время свет и очень много света», рассчитана на подготовленного слушателя с высоким уровнем музыкальной культуры, и родителям, приведшим на постановку своего ребёнка, нужно обязательно считаться с этим фактом. Кажется даже, что произведение не нуждается в сценическом воплощении, однако руководитель театра придерживается иного взгляда. Как бы то ни было, но Мария Фомичева подошла к работе серьезно и придала бессюжетной опере концептуальное наполнение и художественное оформление.

Она несколько отходит от замысла композитора, представлявшего себе «оперу-игру»: «Девочки всё время выдумывают новые игры и иногда совершенно неожиданные – полудетские и полувзрослые одновременно. Это такой период, когда девушка ещё не стала женщиной, но она уже и не ребенок, и еёе восприятие пока ещё очень светлое, детское, хотя вместе с тем в нём много уже и чисто женского: здесь много разговоров о любви и много рассуждений, которые похожи на мысли совершенно взрослых людей». Мария Фомичева предлагает развитие, казалось бы, абстрактной истории, похожей на живописную зарисовку, обращаясь для этого к греческому мифу, становящемуся рамочным сюжетом постановки. Так, любовь приходит к героиням в образе Актеона, возникают аллюзии на мифы о Персефоне, Селене и др. Пожалуй, эта линия недостаточно конкретна, но адекватна музыке (и, в первую очередь, пьесе). Основное же действие описывает разные этапы в жизни женщины: первую влюбленность, свадьбу, ожидание материнства, заботу о ребенке, возвращение в прошлое через воспоминание, смерть-сон.

Каждый этап отмечен новым сценографическим решением, не всегда ясно расшифровываемым (например, появление на сцене предметов, напоминающих саркофаг, укрывшись в котором, девушки-невесты ожидают свадьбы, считывается слабо), однако в целом Екатерина Куколь удачно раскрывает поэтику образов Пикассо-Денисова. Козочка, корпус которой сделан из корзины, – дикая подруга девочек в волшебном саду – сразу вызывает ассоциацию с колыбелью, возникающей в более поздней картине. Продолжают анималистическую линию головные уборы с рогами с нацепленной на них белой фатой. Понятие памяти физически воплощается как длинный свиток из серебристой ткани (так что слова «нить воспоминаний» перестают быть лишь словами). Даже старятся девушки красиво – накинув мерцающе-белые одежды поверх светлых платьев с драпировками, тонко обыгрывающими тему античности. Менее удачны костюмы фантастических животных: для них найдена верная цветовая гамма, точно воспринятая через картины художника его ранних периодов творчества, но отсутствие «льющейся» фактуры огрубляет впечатление.

Возможно, для постановки длительностью немногим более часа этих изобретательных решений недостаточно, особенно для юного зрителя, но не отметить эстетизм и концепцию, присущие работе Марии Фомичевой и ее команде, нельзя. Спектакль требует немалой сосредоточенности, готовности предпочесть визуально-звуковое воплощение смысловому наполнению. Отдельно стоит выделить артистическое мужество и мастерство исполнительниц – Альбины Файрузовой, Алины Виленкиной, Екатерины Ковалевой и Марии Чудовской. Небольшой круглый помост, отдаляющий их зрителей, но все же расположенный очень близко к ним, заставляет певиц думать не только о вокале, но и об актёрской игре, и об интеллектуальной активности. Но это и есть игра, как в своё время и задумывал Эдисон Денисов, сочиняя удивительную оперу «Четыре девушки». Следует признать: игра удачная, необычная и интересная.

Дарья СЕМЁНОВА