Следует отметить, что серьёзное исследование заявленной в названии темы назрело давно, эти две музы сопутствуют друг другу, пересекаются, зачастую достигают гармонии.
В разное время для советского и российского кинематографа писали такие известные композиторы-классики как Дмитрий Шостакович, Исаак Дунаевский, Никита Богословский, Тихон Хренников, Андрей Петров, Исаак Шварц, Эдуард Артемьев, Микаэл Таривердиев, Альфред Шнитке, Александра Пахмутова.
Лучшие традиции отечественной киномузыки развиваются в творчестве Александра Зацепина, Владимира Дашкевича, Алексея Рыбникова, Максима Дунаевского, Алексея Шелыгина, Владимира Комарова, Юрия Потеенко, Алексея Айги. И кому же как не Алле Суриковой, искромётной, яркой, музыкальной, владеющей юмором в разных регистрах, проводить такой фестиваль?.. Есть её книга «Любовь со второго взгляда», вышедшая в издательстве «Вагриус» в начале нулевых, долгие годы проходил фестиваль комедийного кино.
Президент феста и режиссёр фильмов «Ищите женщину» и «Человек с бульвара Капуцинов», «Вы не оставите меня...» и «Московские каникулы» и других картин нашего кинофонда, Алла Ильинична сама хорошо чувствует роль музыки в структуре кинопроизведения. Она неоднократно работала с Геннадием Гладковым, с Виктором Лебедевым, с Алексеем Шелыгиным, с Максимом Дунаевским и Евгением Крылатовым. В суриковском объяснении в любви «Его величеству Композитору» есть такие строки: «О, музыки великий звук! Души экрана покоритель! Ты режиссёру – главный друг! Его надежда и спаситель!».
Вместе с продюсером Александром Голутвой они задумали и организовали фестиваль, в котором особое внимание было уделено концертным программам и музыке как неотъемлемой части кинопроцесса. Потому блестяще был проведен и авторский концерт Максима Дунаевского (который и рассказчиком является отменным), и пел Юлий Ким, и состоялись многочисленные мастер-классы и спецпоказы, и, конечно же, творческая конференция «Киномузыка. Проблемы и перспективы». Говорили о природе мюзикла и драматургии его. О симфонической музыке. О возвратных и невозвратных средствах, головной боли продюсера. Об использовании библиотечной музыки и неизбежном сегодня ИИ (искусственном интеллекте). Об основных тенденциях создания музыкальных фильмов в мире и в России. И является ли композитор полноправным автором кинофильма? И какие поджанры музыкального кино будут у нас перспективны? Вопросов масса. «А вы знаете, с чего началась популярность Баха в советском кино? С «Соляриса» Тарковского. Неприлично было в компании не знать этих имён, девушки засмеют", – как будто бы шутил историк кино и член жюри фестиваля Сергей Лаврентьев. А Алла Сурикова вспомнила, как однажды в период бескартинья Эмиль Брагинский принёс ей пьесу «Игра воображения». И она позвала Юрия Ряшенцева с Максимом Дунаевским. Чтобы экспериментальную сцену снять, причём рэп. Десятиминутный тот фильм тогда купило ТВ. А сегодня в инете его не найти.
На киносмотре в Туле и Тульской области за пять фестивальных дней показали свыше 60 фильмов. Музыкальных и других жанров, где музыка играет важную роль. Это и в конкурсной программе полного метра и во внеконкурсной панораме, где были представлены короткометражные игровые ленты, документальные картины программы «О музыке и музыкантах», анимационные фильмы.
В конкурсе полнометражных игровых фильмов было представлено 15, из них пять – дебюты. Гран-при достался самой радикальной картине, это «Год рождения» Михаила Местецкого, уже прошумевший на прошлогоднем "Маяке". А музыка композитора Кирилла Белоруссова (он также барабанщик в группе, чьи композиции и звучат в фильме), постоянного соавтора Местецкого, удостоена Национальной премии кинокритики и и кинопрессы «Белый слон». Призовая «копилка» продолжает пополняться, хоть Местецкий и молчал семь лет после «Тряпичного союза», не снимал полный метр. «У вас получился фильм талантливый, смелый и даже страстный. Неожиданно для меня. Держите эту планку, не опускайте её. Когда спрашивают, на что похоже это кино, могу ответить «ни на что не похоже». Смотрите это кино" – вот с такими словами вручал Гран-при председатель жюри, композитор Алексей Шелыгин.
Посланники андеграунда, как отрекомендовали себя победители, вроде были слегка смущены, не ожидали. Но композиторы с академическим образованием тоже не чурались рок-музыки когда-то, и единодушный выбор этого жюри, безусловно, на высоте. «Год рождения» абсолютно безбашенная история с сумасшедшим драйвом про мечту и любовь, которые пытается «в одной упряжке» удержать юный фантазёр и музыкант Филипп. Серые будни провинциального городка не располагают к творчеству, но Филипп (Эльдар Калимулин, получивший приз за лучшую мужскую роль всё на том же «Маяке») рвётся к воскрешению легенды. Ему нужен первый, настоящий музыкальный фестиваль в родном Металлогорске. А тут она, Марина (Анастасия Талызина), и без неё теперь никак, и вместе им тоже несладко. Причём главный хит фронтмена (это Юра Борисов) главной группы в городе, «Аллё, Марина», наложен на Ave Maria. И в фильме Местецкого много такого, хулигански отвязного, залихватского; здесь панки 90-х встречаются с современными электронщиками, а Юра Борисов поёт, теряет голову и возрождается... «Я всегда на месте, даже когда башка в отъезде» – это уже лирическое посвящение Филиппа своей любимой девушке Марине. Картина Местецкого точно не для обывательского, будничного миропорядка, это такая прививка от скуки ханжеского толка. Порой бестолковая, порой сюрреалистическая, но нежная, искренняя, магическая фантазия о мире и любви. Если хоть с чем-то похожим и можно её сравнить, так это отчасти с ранними опусами Константина Мурзенко на литературном поприще – питерские неформалы поймут.
Лучшей мелодрамой назвали картину «Ненормальный» дебютанта Ильи Маланина (композиторы Савва Розанов и Игорь Яковенко). Фильм уже отмечен на «Духе огня» в Ханты-Мансийске. И это действительно очень мотивирующее кино, как справедливо заметил член жюри, режиссёр Владимир Алеников. История преодоления, веры в мечту, силы искусства (Шопена много не бывает), проблемы сепарации от родителей – многое в этой истории с терапевтическим эффектом подойдёт для семейного похода в кинотеатр.
Приз «За оригинальное сочетание пластики и кино» получила Оксана Дегтярёва (и тоже дебют) за фильм «Она танцует». Композитор Никита Каменский, хореограф Алексей Расторгуев и театр «Балет Евгения Панфилова». Режиссёр до ВГИКа закончила музыкальную и балетную школы, потому выбор темы неслучаен. Её главная актриса уже снималась в «Большом» у Валерия Тодоровского, а также в этой чувственной, интимной картине участвуют пермские танцовщики.
Также среди лауреатов:
Святослав Подгаевский и DJ Грув («Подростки. Первая любовь») — «За режиссерскую работу и эксперимент в жанре музыкального кино». Подгаевский неожиданно отошёл от привычной ниши российского хоррора и тоже поддался ностальгии по 90-м в жанре музыкальной мелодрамы.
Андрей Селиванов, режиссёр, и Андрей Климинов, композитор («Обрывки»), удостоены приза прессы и средств массовой информации «За новое прочтение классики и гармоничное музыкальное решение». Альманах по рассказам Чехова, безусловно, нечастый гость на наших экранах.
Приз зрительских симпатий достался картине «Тур с Иванушками» (режиссёр Марк Горобец, композитор Денис Дубовик). Продюсер Сергей Грибков говорил про четыре поколения зрителей-слушателей.
За яркий актёрский вклад в киномузыку был награждён Игорь Скляр. А за выдающийся вклад в киномузыку премию вручили легендарному Сергею Скрипке, народному артисту России. «Если из кино уходит музыка, кино умирает» — слова Сергея Ивановича. «Много самодеятельности стало в последнее время. Кино обретает свою полноту, свою настоящесть, когда играет симфонический оркестр. И если композитор умеет писать музыку».
Если в Туле будет обретена эксклюзивная площадка для обсуждения проблем и перспектив профессии композитора в кино, будут и новые имена открываться. Ведь никто же специально на кинокомпозитора не учится. И музыка, конечно же, способна утешать, дарить, порой объединять.
«Сама суть фестиваля — та самая позитивная нота, жизнеутверждение, которое люди разного возраста должны получать в кино», — так министр культуры и туризма Тульской области Татьяна Рыбкина говорит о фестивале. Хочется надеяться, что он продолжится в следующем году.
За кулисами удалось поговорить с обладателями Гран-при, режиссёром Михаилом Местецким и композитором Кириллом Белоруссовым («Год рождения»):
- Михаил, вы писали роль Филиппа специально под Эльдара Калимулина или был кастинг?
- Был кастинг, был. Правда, Эльдара я отметил сразу, среди первых. Но он ушёл, и кастинг продолжился. А потом мы к нему вернулись.
- Вы видели его раньше?
- В «Эпидемии», да.
- Кирилл, вы со сцены говорили, когда получали приз из рук Шелыгина, что замирали, вспоминая, кто у нас в жюри. Вы приятно удивлены теперь?
- Да они оказались нормальными, понимающими! Даже музыку нашу понимают где-то...
- Но Алла Ильинична говорит, что боится наш фильм смотреть...
- Панк-группа «Яичный свет» существовала в реальности или это фантазия?
- Пусть это останется нашей маленькой тайной.
- И каков замысел будущего?
- Он уже скоро осуществится, вот на минувшем «Пилоте» наш проект «Гаражники» (рабочее название, мне не нравится) взял приз в номинации «Самый ожидаемый игровой сериал». В Одинцовском районе снимаем в Подмосковье. Мокьюментари-комедия должна получиться; не по своему сценарию снимаю, что для меня непривычно, но история очень понравилась.
Оксана ГАВРЮШЕНКО, Тула – Москва