Новости культуры российских регионов
6 ноября 2024
Москва

Главная выставка сезона в Третьяковке

С выставки «Передвижники» начинается история нового здания галереи на Кадашёвской набережной

Экспозиция открывается с современной инсталляции Николая Полисского «Грачи прилетели», она соседствует с одноимённой картиной Саврасова, которая экспонировалась на самой первой выставке передвижников. Собственно, масштабная экспозиция Третьяковки посвящена 155-летию со дня основания Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), постоянных участников которых традиционно называли передвижниками.

В Товарищество входили те самые художники, которых принято считать классиками, чьи работы мы помним еще со школьных учебников литературы и на которые ходим смотреть в Третьяковскую галерею. Именно эти художники были любимыми у основателя галереи Павла Третьякова, он скупал картины за любые деньги. 

Ведущие мастера этой эпохи — Василий Перов, Николай Ге, Иван Крамской, Илья Репин, Василий Суриков, Иван Шишкин, Алексей Саврасов, Василий Поленов, Архип Куинджи, Исаак Левитан, Виктор Васнецов, Василий Максимов, Григорий Мясоедов, Илларион Прянишников, Николай Ярошенко и другие.

Товарищество за 50 лет своего существования провело почти столько же выставок. Они начинались в Санкт-Петербурге, затем переезжали в Москву, а потом уезжали в путешествие по городам России. Так они оказали огромное влияние на формирование эстетических потребностей широкой публики. 

Первые три десятилетия (1870–1890-е) передвижники лидировали на художественном рынке, были символом всего самого передового и талантливого. Их имена не сходили с полос газет и журналов, год от года посещаемость выставок росла не только в Петербурге и Москве, но и по всей стране. Возросло число коллекционеров и любителей искусства. Учреждались новые художественные классы и школы, частные галереи и музеи, разного рода сообщества меценатов.

Картины мастеров приобретали не только коллекционеры, как Павел Третьяков, но и сам император Александр II, а в 1880-х частым гостем, а затем и постоянным посетителем стал Александр III, приступивший к созданию будущего Русского музея Императора Александра III в Петербурге.

Кураторы Третьяковки решили преподнести наследие в новом ракурсе. «С одной стороны, хорошо, что они такие известные. С другой стороны, их окружает очень много штампов. Тогда мы уже и не задумываемся о смыслах, которые изначально вкладывали художники в свои произведения. Одна из главных задач выставки как раз и заключалась в том, чтобы освободить от этих штампов наследие Товарищества», – сказала Татьяна Карпова, заместитель гендиректора Третьяковки по научной работе.

В первом разделе представлены только те работы, которые участвовали в передвижных выставках. Это хрестоматийные произведения — философско-этические, социальные, пейзажи и портреты, раскрывающие психологию человека эпохи «газет и вопросов».

Во втором разделе – полотна, авторы которых отходили от парадигмы реалистического мировосприятия, экспериментировали, двигаясь в сторону символизма, импрессионизма и авангарда.  Раздел называется «Выход в XX век. Передвижники вне ТПХВ», где представлены работы художников, которые по разным причинам выпали из передвижничества – это Серов, Коровин, Суриков, Юон, Нестеров, Рябушкин. Они стали теми, кто подхватил русское искусство дальше в сторону Серебряного века и авангарда.

Проект позволяет объёмно взглянуть на творчество передвижников, которые, с одной стороны, вдохновлялись просветительскими идеями, а с другой — исповедовали разные взгляды на искусство, его задачи и дальнейшее развитие.

На выставке также представлен мультимедийный проект, рассказывающий о деятельности ТПХВ: о том, как трудно организовывались выставки, как решались вопросы транспортировки и экспонирования картин, что писала столичная и провинциальная критика о выставках, с какими проблемами сталкивались художники.

Выставка будет работать до 6 апреля.