Музей русского импрессионизма своей новой выставкой в оригинальной подаче продолжает рассказывать нам о русской культуре начала XX века. На этот раз мы знакомимся с товариществом НОХ, которое выделялось своими демократическими принципами: в залах пересекались самые разные стили и течения. И если предыдущая выставка «Журнал красивой жизни» была немного гламурной, глянцевой, то новая экспозиция отличается своей утончённостью.
С 1903 по 1917 год в выставках петербургского Нового общества художников приняли участие более 200 авторов – это были как мэтры, так и выпускники Академии художеств. Отсутствие строгого жюри и свобода в выборе художественного языка привлекали живописцев и графиков, скульпторов и архитекторов. За 14 лет объединение организовало 10 выставок современного искусства, в том числе персональный показ работ Александра Головина и посмертную экспозицию Михаила Врубеля.
«При подготовке многих проектов мы сталкивались с мастерами, которые участвовали в выставках НОХ. Нам хотелось разобраться, что это за объединение, чем оно отличалось от остальных союзов, – рассказала Ольга Юркина, специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма. – Особое внимание привлекала творческая чета Кардовских, основателей НОХ. Их выставки отличались тем, что не имели идейной эстетической основы – это ставили «Новому обществу» в упрек, якобы у них такое размытое творческое лицо. Но сейчас исследователю очень интересно видеть, насколько разнообразно было наше искусство. Выставки НОХ отличались высоким культурным уровнем».
Сегодня зрители могут увидеть живопись и графику творческой пары и основателей общества Дмитрия Кардовского и Ольги Делла-Вос-Кардовской, а также Бориса Кустодиева, Алексея Щусева, Михаила Врубеля и других участников объединения. Подобно экспозициям объединения в залах музея встретятся академики Пётр Нерадовский и Евгений Лансере, мирискусники Александр Бенуа и Александр Головин, символисты Николай Милиоти и Николай Крымов, неоклассики Владимир Щуко и Иван Фомин.
Некоторые начинающие художники в дальнейшем заявили о себе, как Александра Экстер и Алексей Явленский. Отличительной особенностью Нового общества было участие архитекторов, которые представляли свои проекты, жанр интерьера представлен в отдельном разделе выставки.
Директор музея Юлия Петрова призывает зрителей не смотреть на этикетки, не искать громкие имена, а смотреть на те работы, что цепляют взгляд. «На этой выставке помимо произведений много поэзии, – говорит Юлия Петрова. – Это не просто так, не наша фантазия и желание приукрасить экспозицию, это та самая атмосфера в которой создавались и выставлялись произведения. Основатели общества Кардовские, поселившись в Царском селе, оказались соседями семьи Гумилёвых. Так появилась дружба художников и поэтов, и та сама среда, в которой модные художники и модные поэты общались и работали бок о бок, подпитывали друг друга. Это настроение проникло в наши залы».
Картины, созвучные настроениям и темам Серебряного века, сопровождаются отрывками из произведений Анны Ахматовой и Николая Гумилёва, Александра Блока и Михаила Кузмина.
Часть экспозиции посвящена одному из фаворитов публики 1900-х годов — Константину Богаевскому. Его насыщенные деталями полотна-«гобелены» с видами древней Киммерии предстают в сопровождении стихов «великого Пана Коктебеля» Максимилиана Волошина.
На выставке представлено более 150 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций. Названия для разделов выставки заимствованы из знаковых поэтических сборников Серебряного века: «Четки», «Камень», «Снежная маска», «Киммерийская весна».
В экспозиции вновь представлены тактильные станции. Впечатление дополняют ароматы по мотивам картин от ольфакторной художницы Анны Кабировой.
Выставка будет работать до 26 января.