Танцевальная постановка создана специально в рамках выставки «От утопии к театру» и посвящена спектаклю Всеволода Мейерхольда и Казимира Малевича по пьесе Владимира Маяковского «Мистерия-буфф». Режиссёром перформанса выступила Анна Гусева — художественный руководитель труппы musicAeterna Dance, обладательница спецприза жюри «Золотой маски» за постановку оперы Карла Орфа De temporum fine comoedia.
Супрематические декорации Малевича, новаторская режиссура Мейерхольда, «плакатный» текст Маяковского, принцип монтажа на сцене и прозодежда в качестве костюмов — поставленный в 1918 году спектакль «Мистерия-буфф» надолго опередил свое время. Недооценённый современниками и критиками, именно он стал футуристическим манифестом нового советского театра.
Собрав воедино лоскутные сведения об оригинальном спектакле (до нашего времени не дошло ни фотографий, ни костюмов, ни декораций), авторы «Мистерии про это» создали не просто оммаж, но продолжение размышлений на темы, заданные в пьесе.
Герои спектакля-фантазии ищут в новом мире место любви и личности, через деление на группы и пары, через возникновение конфликтов внутри групп, их распад на отдельных перформеров исследуются взаимоотношения индивидуума с коллективом, постепенное обретение личностью собственного голоса и вектора движения.
Путь обретения индивидуальности драматичен, в условиях постоянных перемен личности требуется внутренняя опора, которой становится любовь. Так в основе перформанса появляется второй текст Маяковского — поэма «Про это», в которой поэт утверждает великую силу чувства.
Хореография и сценография «Мистерии про это» решены с опорой на принципы биомеханики Всеволода Мейерхольда и пространственные представления Казимира Малевича: «Я воспринимал сценическую постановку как раму картины, а актеров — как контрастные элементы… Пространство я рассматривал не как иллюзорное, а как кубистическое. Я считал своей задачей создавать не ассоциации с действительностью, существующей за пределами рампы, а новую действительность».
Музыкальное решение постановки развивает идеи создателей спектакля 1918 года. Авторы «Мистерии про это» превращают танцевальную труппу в хор: танцовщики становятся частью музыкальной партитуры, работают с дыханием, голосом и речью. Музыку к спектаклю-фантазии создает Кирилл Архипов — композитор-резидент musicAeterna и Дома Радио. Его междисциплинарный подход раскрывается во взаимодействии танцовщиков труппы, мастера экстремального вокала Ольги Власовой, исполнителя на трубе и потока электронной музыки.
Танцевальная труппа musicAeterna Dance сформирована в 2022 году и базируется в петербургском Доме Радио. В основе концепции musicAeterna Dance — междисциплинарный подход, где танец и музыка оркестра и хора превращается в творческий симбиоз.