Новости культуры российских регионов
19 октября 2024
Москва

Новая жизнь «Ёжика в тумане»

Впервые в широкий прокат вышли одни из самых известных работ мастера анимации Юрия Норштейна «Ежик в тумане и Сказка сказок»

Это главные режиссёрские работы Юрия Норштейна, в которых зритель вовлекается в сюжет не только с помощью голоса рассказчика и музыки, но и благодаря особым визуальным приемам: например, нестандартной для анимации операторской работе, в которой камера выступает как проводник, показывая мир глазами главных героев.

Мультипликационный фильм «Ежик в тумане» — один из самых известных мультфильмов в мире, по праву считающийся культовым. Его постоянно пересматривают и взрослые, и дети. Юрий Норштейн необычным способом использовал в своих работах метод комбинированных съемок. Во многих мультфильмах он совмещал натурные кадры с анимационным изображением. Например, в «Сказке сказок» такой пример можно увидеть в сцене, где Волчок бежит вдоль шоссе, так как мелькающие за его спиной огни машин – настоящие.

«Я люблю фильмы, где нет каких-то эффектных историй, где мысль сама по себе прозаична, но под мыслью режиссера она обретает глобальный характер. Тогда мы получаем то, что называется художественным произведением», — так Юрий Норштейн говорил о режиссёрском взгляде на создаваемые работы.

В «Сказке сказок» режиссёр выводит мемуарную, автобиографическую составляющую на первый план, демонстрируя возможности анимации в создании удивительных миров, где реальность естественно перетекает в фантазию. Главный герой – серенький Волчок, вопреки устоявшемуся образу из детской колыбельной, оказывается не страшным зверем, а добрым помощником, проводником в мир воспоминаний и грез. Дом, где обитает Волчок, собирательные образы персонажей, даже детали быта, вроде венского стула, на котором сидит поэт – всё воссоздано по детским воспоминаниям Юрия Борисовича.

В основе «ёжика в тумане» — одноимённая сказочная повесть Сергея Козлова, переработанная во время написания сценария Юрием Норштейном. Фильм рассказывает о Ёжике, который по дороге в гости к другу, заблудившись в тумане, попадает в загадочный мир.

«Ежику в тумане» характеры тонкие переплетения переживаний главных героев. В этом работы Юрия Норштейна имеют сходство с японской анимацией, именно поэтому Норштейн очень популярен в Японии, а Хаяо Миядзаки называет его своим учителем.

В 2003 году в Токио на международном мультипликационном фестивале «Лапута» был проведен опрос среди 140 мультипликаторов и кинокритиков разных стран. Был составлен список 150 лучших анимационных фильмов всех времен и народов. «Ёжик в тумане» занял в нем первое место. На втором оказалась  «Сказка сказок», также в списке оказались еще пять работ Юрия Норштейна.

Всего у «Ежика в тумане» около сорока наград, в числе которых:

«Гран-при» международного кинофестиваля в Тегеране;

Премия выдающемуся фильму на Лондонском фестивале;

Первая премия на МКФ в Эшпиньо (Португалия);

«Серебряный бумеранг» на МКФ в Сиднее (Австралия);

«Бронзовый Хьюго» на МКФ в Чикаго (США).

Сейчас наброски и раскадровки к «Ёжику в тумане» выставляются в музеях, а сам анимационный фильм изучают режиссёры, аниматоры, художники со всего мира. Мультфильм полюбили миллионы телезрителей, пересматривая спустя десятилетия, ему подражают известнейшие анимационные студии, а по его мотивам снимают серии мультсериалов — «Смешарики», «Гриффины» и др., а отсылки с к советскому мультфильму можно найти в мультсериалах «Покемон» и «Остров летнего лагеря». «Ёжик в тумане» обрел статус искусства, актуального сразу для нескольких поколений и способного вызвать незабываемые эмоции.

По итогу с учетом всех уникальных методик, использованных Юрием Норштейном впервые в истории мультипликации, ему удалось создать шедевральное произведение, поражающее своей глубиной и метафорическими смыслами. «Ёжик в тумане» невозможно воспринимать однозначно: в нём нет чёткого сюжета и прослеживаемой истории, каждая сцена здесь — метафора, а каждый кадр — визуальный диалог со зрителем. Таким образом мастер анимации Юрий Норштейн показал миллионам глубокое философское высказывание о человеческом подсознании.

«Мы очень гордимся и бережно храним наследие классической анимации, и всегда с радостью рассказываем о нём широкому зрителю. Благодаря нашему сотрудничеству с кинопрокатной компанией «Кино.Арт.Про» в октябре в прокат выйдут сразу две легендарные работы Юрия Норштейна. Ставшие мировой классикой истории вновь объединят поколения, но уже не на домашних экранах, а в кинозалах», – поделилась председатель Совета директоров киностудии «Союзмультфильм» Юлиана Слащева.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Для озвучивания «Ёжика в тумане» были приглашены сразу три актёра первой величины. Убаюкивающий голос рассказчика, обладающий густым и глубоким тембром, принадлежит Алексею Баталову. Самого ёжика озвучивала звезда мультдубляжа, известная актриса Мария Виноградова, которая подарила свой голос огромному количеству рисованных персонажей. За Медвежонка говорил Вячеслав Невинный. Создатели картины вспоминают: для того, чтобы голос актёра получился по-настоящему тревожным, Невинный бегал по студии, чтобы приступить к озвучиванию слегка запыхавшись.

Многие фразы, сказанные персонажами мультфильма или рассказчиком, были разобраны на цитаты, ставшими популярными. Многие имеют глубокий философский и психологический смысл. Например, «Я в реке, пускай река сама несет меня» или «Думает, думает…. Что бы стало в лесу, если б все думали».

Музыка звучит в картине в общей сложности только около шести минут, но она является важнейшей частью мультфильма и, по мнению Юрия Норштейна, держит на себе всю собранную конструкцию. Композитор Михаил Меерович, сочинял подводку на протяжении двух месяцев.

Уникальной особенностью рабочего процесса стали съёмки на ярусных стёклах. С помощью них изображался глубокий эффект тумана. Всего стекол, на которых наносилось напыление, составляющее туман, было восемь, каждое на своем ярусе. Регулируя количество стекол, участвующих в съёмке, оператор мог добиваться нужной густоты тумана. Интересно, что для каждого отдельного кадра был характерен свой туман, созданный в оригинальной комбинации стекол и ярусов, а его частая смена придавала фону динамичность.

Изначально Норштейн планировал снять обычную сказку для детей. Только впоследствии стало ясно, что вся съёмочная группа совершила серьёзный эксперимент в мировой мультипликации, многие их приемы были опробованы впервые.

Отрисовкой мультфильма занималась супруга режиссера Франческа Ярбусова. Сложнее всего работа шла над главным персонажем — Ёжиком. По мнению режиссёра, все прототипы получались слишком взрослыми — не ёжиками, а ежами. Тогда супругами был предпринят смелый эксперимент — Норштейн привязал правую руку супруги, и рисовать героя ей пришлось левой. Так был создан образ, который знают и любят зрители по всему свету.

Отзывы коллег-кинематографистов

«Есть красота непреходящая. К такой непрерывной, совершенной, безукоризненной красоте я отношу жизнь и творчество Норштейна. Он - одно из чудес ХХ века». Резо Габриадзе

«Если бы меня спросили, знаком ли ты с каким-нибудь живым гением, я бы сказал «Да!» и назвал имя Норштейна». Федор Хитрук

«Были картины, где я смеялся, умилялся, а ощущения полёта и большого искусства этот человек добился тем, как собака выпустила язык или как ёжик плывёт на большой рыбе. И пока я жив, я эти кадры буду помнить. Потому что когда ёжик плывёт на большой рыбе, это вовсе не означает, что это про рыбу: это что-то про меня. И туман — это вовсе не то, что он задымил плёнку. Это тоже про меня. Это какие-то сны. И это — чудо». Алексей Герман