Новости культуры российских регионов
27 сентября 2024
Москва

Как Рита стала Майей

Страсти по балету в премьерном спектакле Театра «У Никитских ворот»
Фото: Александра Иванова

Репертуар Театра «У Никитских ворот» пополнился новой постановкой. На сей раз зрителям предлагают заглянуть в театральное закулисье и приобщиться к тайнам балетного искусства. Спектакль «Я – Майя» поставлен по пьесе Марка Розовского. Это дебют в театральной режиссуре актёра театра Игоря Скрипко. Скажу сразу, дебют крайне удачный.

Итак, ведущая балерина модной балетной труппы Рита получает производственную травму прямо на спектакле. Обычное дело, можно сказать житейское в балетных кругах: кто-то подложил девушке гвоздь в пуанты. Результат: серьёзная травма, больная нога, невозможность танцевать. Её партии передаются другой (не она ли, та самая соперница, подложившая Рите «свинью», то есть, гвоздь?), а будущее представляется весьма печальным – перевод в кордебалет, и прощайте, главные партии. А век балерин короток, ещё немного и придётся совсем уйти со сцены.

И когда Рита уже совсем махнула рукой на себя и свою карьеру, в её жизни появился ангел-хранитель в лице преданного поклонника, который преподнёс девушке книгу «Я – Майя Плисецкая», в которой великая балерина откровенно рассказывает о своей жизни. Жизни, в которой тоже имели место взлёты и падения, моменты отчаяния и минуты подлинного счастья.

Сначала Рита отнеслась к подарку поклонника скептически, ну чем может помочь книга, но постепенно, вчитываясь и вдумываясь, обрела в Майе Плисецкой мудрого друга и советчика.  Спустя десятилетия молодой балерине была протянута рука помощи, которую она не отвергла, отнеслась к ней внимательно и в итоге победила.

В канву спектакля очень органично вплетены некоторые фрагменты книги. Но эта история, конечно же, не о Майе из прошлого, а о Рите из настоящего. Рите, которая была не только отличной балериной, но и талантливой актрисой, что помогло ей примерить на себя образ Плисецкой, войти в него, поверить в предлагаемые обстоятельства и с блеском отыграть эту партию, оставшись при этом собой.

«Пьеса «Я – Майя» имеет важный подзаголовок — «страсти по балету», – отмечает Марк Розовский. – То есть это драма, сыгранная в драматическом жанре артистами именно драматического театра. Это ни в коем случае не балетный спектакль. Другое дело, нам хотелось передать атмосферу балетного мира, в котором возвышенная красота и низкая греховность иногда парадоксально сочетаются и приводят к конфликтам, неожиданным и весьма позорным. И вот тут как раз становится необходим образец служения Высшему — пример Майи Плисецкой, которой мы посвящаем свою работу. Она незримо присутствует в нашем сюжете, помогая утвердить честность и профессионализм в творчестве, требующем этической чистоплотности и высокого духовного порыва».

При всей серьёзности затронутых тем, «Я – Майя» – спектакль лёгкий, виртуозный, остроумный и увлекательный. Артисты театра демонстрируют прекрасную хореографическую подготовку, полная иллюзия того, что перед нами действительно профессиональные танцовщики (балетмейстер – Анастасия Радькова  при участии Ларисы Исаковой). А ещё создаётся впечатление, что ты уже не зритель, а практически полноправный участник действа, настолько сюжет и его воплощение вовлекают в свою орбиту и увлекают интересными поворотами и любопытными нюансами. Мы видим не только балетный труд, но наблюдаем и за досугом молодых артистов, за интригами, интрижками и любовными коллизиями.

«Я очень благодарен Марку Григорьевичу Розовскому, который доверил мне постановку спектакля «Я — Майя!» по его пьесе, – говорит режиссёр спектакля Игорь Скрипко. – Для меня это было настоящим вызовом, который я принял с радостью и волнением.

Мой принцип по жизни, как и принцип Наполеона Бонапарта, заключается в том, чтобы сначала действовать, а потом уже разбираться в последствиях. Я решаюсь на что-то, а затем пытаюсь «выплыть» или «выкарабкаться» из тех обстоятельств, которые преподносит мне жизнь.

Тема спектакля мне близка — артисты, театр, кино, поклонники — всё это составляет мир искусства, к которому я принадлежу. Однако балет — это нечто иное. Я всегда был в нём только зрителем. Поэтому мне пришлось много изучать, читать, смотреть и чувствовать.

Основная мысль этого спектакля заключается в том, что талант и искусство сильнее зависти, злости и посредственности. Проявление негативных человеческих качеств в любой сфере одинаково, но умение этому противостоять — это то, что делает человека личностью».

Хочется отметить весь актёрский состав спектакля, это единое целое, великолепно сыгранный ансамбль. И отдельное браво Кристине Айвазовской в роли Риты, и Наталье Корецкой в образе хореографа Эльзы Антоновны (это просто высший пилотаж!).  

Театральный мир, мир балета – это, в принципе, уменьшенная модель нашей жизни. И страсти людей искусства, за исключением некоторых нюансов, мало чем отличается от страстей, бурлящих в среде людей совсем далёких от подмостков. А книга Майи Плисецкой вполне может стать подспорьем любому. Впрочем, возможно кому-то помощником и советчиком в запутанной жизненной ситуации послужит и спектакль «Я – Майя». После него есть о чём подумать.

Александра ИВАНОВА