Выставка, приуроченная к 125-летию со дня рождения Арама Абрамяна (1898–1990), покажет незнакомые московскому зрителю произведения известных художников и талантливых мастеров, чьи имена редко встречаются в музейных экспозициях, а также работы армянских живописцев, учившихся и работавших в России.
Выставка демонстрирует особое пристрастие коллекционера к искусству Серебряного века. В фокус внимания Абрамяна с самого начала собирательства попали преимущественно работы художников-современников — как более старших (поздние передвижники, участники выставок объединения «Мир искусства»), так и младших поколений (шестидесятники). На протяжении своей коллекционерской деятельности Абрамян шел в ногу со временем, последовательно проявляя интерес к новым направлениям русского искусства.
Около 1980 года Абрамян принял решение подарить большую часть своего собрания Еревану. Для щедрого дара было выделено отдельное здание, в котором в 1984 году открылся Музей русского искусства, существующий поныне и хранящий живопись, графику, скульптуру, предметы декоративно-прикладного искусства из собрания Абрамяна. До конца своих дней собиратель продолжал пополнять фонды музея.
В экспозицию вошли работы многих известных художников, в том числе «Натюрморт» Коровина, «Зоопарк» Григорьева, приобретенные Абрамяном еще до 1968 года.
Выставку открывает раздел графических произведений конца XIX – начала XX веков из собрания ереванского Музея русского искусства. Здесь можно увидеть работы Рериха, которые Абрамян относил к числу своих особо удачных приобретений. Также в зале представлены акварели и графические листы других художников: Волошина и Богаевского, Бенуа, работы и Серебряковой, Судейкина, Сапунова, Петрова-Водкина.
Второй зал демонстрируют вариативность художественных стилей в искусстве первой трети XX века и творческих исканий мастеров того времени. Особое значение в коллекционерской деятельности Абрамяна играли произведения Кузнецова и его супруги Бебутовой, работы таких художников «Бубнового валета», как Лентулов, Гончарова, Удальцова, Шевченко, Осмёркин, Фальк, одного из членов-учредителей ОСТа А.А. Лабаса, работы участников выставок «Мира искусства» Соколова и Кравченко, исполненные в советский период.
Собиратель нередко приобретал картины либо в мастерских авторов, либо у их родственников. Он нередко проявлял интерес к мало популярным в то время персоналиям. Также во втором зале представлены работы из собрания семьи Абрамяна — произведения Головина, Кустодиева, Юона, Тархова, созданные в начале XX века, пейзажи Фалька и Вильямса 1940–1950-х годов. Особого внимания в этой части экспозиции заслуживают крупноформатная акварель неизвестного широкому зрителю художника Гальвича, подражателя Врубеля, красочные, построенные на сопоставлениях сочных цветовых пятен картины Миганаджиана и Татевосяна — русских художников армянского происхождения.
Отдельный блок выставки, своеобразный эпилог рассказа о собирательской деятельности Абрамяна, составляют работы шестидесятников — «Ночь в Солигаличе» и «Зимний вечер» кисти Андронова, «Две фигуры» Попкова.
Абрамян — всемирно известный врач-уролог, доктор наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР, автор более 100 научных работ. Уроженец Тифлиса в 1920 году переехал в Москву, где продолжил обучение, посещал музеи и выставки, вращался в художественной среде. Приобретение картин продолжалось им вплоть до 1980-х.
Выставка будет работать до 11 августа.