Новости культуры российских регионов
7 марта 2024
Москва

Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие

В Еврейском музее и центре толерантности открылась большая выставка о еврейском модернизме в искусстве ХХ века
Давид Штеренберг "Натюрморт со свечой"

Главный выставочный проект весны «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие» отражает зарождение и развитие еврейского модернизма как уникального явления в искусстве ХХ века.

После Октябрьской революции 1917 года, провозглашения равноправия всех наций и отмены черты оседлости талантливые еврейские художники и литераторы устремились в Москву и Петроград, где сыграли важную роль в формировании советского авангарда, а также ощутили небывалый национальный подъем. Ведущие еврейские художники Марк Шагал, Натан Альтман, Иосиф Чайков, Эль Лисицкий, Давид Штеренберг, Яков Паин, Ниссон Шифрин, Иссахар Бер Рыбак и другие, принадлежавшие к различным течениям, адаптировали формальные открытия модернизма к своим опытам по созданию «нового еврейского искусства».

По словам сокуратора выставки Марии Гадас, задача была показать, как еврейское искусство влилось в язык авангарда, как язык национальный стал языком универсальным.

Крупнейшими экспериментальными площадками нового еврейского искусства были национальные театры, прежде всего, Московский государственный еврейский камерный театр (ГОСЕТ). Театральные композиции Марка Шагала, которые на выставке представлены в виде проекций, влияли не только на общее оформление постановок, но и на стиль игры актеров. На выставке представлен цикл произведений «Введение в еврейский театр», который признан одной из вершин творчества Шагала.

Ключевая часть экспозиции посвящена представителям просветительского объединения «Культур-Лига», которая объединяла еврейских художников, писателей, режиссеров и издателей, стремившихся развивать культуру на своем языке. В начале ¬1920-х важнейшим центром еврейского искусства стала Москва. Выставки, проходившие в Москве в 1917-1922 годах, были значимыми этапами в формировании еврейского авангарда. В залах музея представлена реконструкция выставки «Культур-Лига» 1922 года, на которой экспонировались произведения Натана Альтмана, Марка Шагала и Давида Штеренберга. Причем работы Давида Штеренберга ранее не выставлялись в таком количестве, как сейчас. В этот же раздел вошли работы Александра Тышлера и Марка Эпштейна, сотрудничавших с Театральной студией «Культур-Лига» под руководством Эфроима Лойтера.

Отдельный зал экспозиции посвящен творчеству художников 1920-х годов: от смелых кубистических композиций Александра Лабаса, цветодинамических конструкций Александра Тышлера, аналитической скульптуры Иосифа Чайкова и супрематических проунов («проект утверждения нового») Элиэзера Лисицкого до произведений конца 1920-х годов, демонстрирующих постепенное затухание авангардных тенденций и интеграцию еврейского искусства в контекст советского «большого стиля».

Выставка будет работать до 9 июня.