Новости культуры российских регионов
13 февраля 2024
Москва

«Пальто Михаила Рогинского»

Галерея «Веллум» представляет выставку-инсталляцию известного художника-нонконформиста
"Переход на Павелецкую" 2000 г.

Проект включает более 40 работ одного из самых важных художников-нонконформистов Михаила Рогинского (1931-2004) — советского «бытописателя», умевшего буквально создать чувство времени. Автор говорил о своём творчестве следующее: «Для себя определяю это [композиции с фигурами и городские пейзажи] как «документализм», как продолжение поп-арта».

Работы Михаила Рогинского отражают его воспоминания о Москве и ее коммунальных квартирах. Плоские натюрморты с привычными предметами быта – чайники, банки, бутылки и сам быт с очередями, дворовые посиделки, улицы. Всё это тонко передает меланхолию позднесоветского периода. Инсталляционное пространство с имитацией коммунальной кухни поможет сломать «четвёртую стену» и позволит приблизиться к лирическому герою художника и вместе с ним попытаться выйти за пределы живописи, за пределы холста.

Драматургию экспозиции куратор Любовь Агафонова и архитектор выставки Ольга Головина разделили пространство на несколько зон. В одной – люди на остановке, у пивного ларька, в метро, в очереди. Они на картинах Рогинского нередко «прячутся друг за друга». В другой части – фантазийный интерьер советской приемной: стол, стулья, печатная машинка, даже с манекеном «секретарши». Следующие части, самые важные, – «Коммуналка» и «Кухня». Произведения «Рубашка», «Брюки», знаменитая советская «кухня» с утварью, бутылками и чайниками. Над инсталляцией «Пальто Рогинского» работал известный художник по костюмам, сценограф Андрей Климов.

«Для странного, всегда стоящего особняком даже среди своих Михаила Рогинского характерно более тесное, чем у других художников московского андеграунда 1960-х, взаимопроникновение внутреннего «я» автора и произведения. Его искусство личное и искреннее. Лирический герой Рогинского исповедален, робок и стеснителен. Он обряжает этот грустный, неустроенный мир в причудливые одежды, которые могут жить на картине сами по себе или быть одетыми на плоские фигуры людей-функций в огромном городе», —рассказывает куратор Любовь Агафонова.

Большую часть своих картин художник писал уже пребывая в парижской эмиграции. Уровень «накаленности» что в ранние 60-е, что в поздние 2000-е — един. Его картины оказались сродни некой машине времени, которую вдруг заело. Его пиджаки, брюки и пальто могут висеть где угодно. Его бутылки и чайники могут стоять на кухне в любом городе любой страны. Но только на эту кухню, именно в этом пальто может войти грустный лирический герой Рогинского.

Российский бренд Relax Сoncept Store Mute Mood специально для проекта воссоздал пальто из эпохи художника, а также предоставил капсульную коллекцию рубашек и костюмов, которая перекликается с колористикой Михаила Рогинского и отсылает к утилитарной моде 60-70-х годов, когда индивидуальность проявлялась из комбинаций типовых вещей и акцентов характерными аксессуарами, ко времени, когда мода была дефицитом, в противовес нынешней эпохе fast-fashion.

Выставка будет работать до 21 апреля.