Новости культуры российских регионов
12 февраля 2024
Москва

Город и его жизнь глазами художников

Музей русского импрессионизма представляет масштабный проект «Группа 13. В переулках эпохи», раскрывающий деятельность творческого объединения 30-х годов
Николай Кузьмин "Арбатская площадь", 1929 Собрание Александра Шелудченко, Москва

У зрителей новой выставки «Группа «13». В переулках эпохи» есть возможность заглянуть в «переулки» отечественного искусства 1930-х годов — мир раннесоветских художников группы «13». В их графических и живописных работах, посвященных динамичной городской жизни, нашло отражение искусство старых мастеров, принципы импрессионизма и постимпрессионизма. Приглашенный куратор Надежда Плунгян предлагает новое прочтение творчества Владимира Милашевского и Даниила Дарана, Татьяны Мавриной и Николая Кузьмина, Надежды Удальцовой и Александра Древина. Рассказ о группе дополняют произведения Эдгара Дега, Жана-Франсуа Милле и Отона Фриеза, с которыми «Тринадцать» находились в мысленном диалоге.

Группа «13» (1929–1931), получившая название по количеству участников первой выставки, официально просуществовала лишь несколько лет, однако дружба и творческие поиски художников продолжались до 1970-х годов. Костяк группы сложился в газете «Гудок», где работали Милашевский, Даран и Кузьмин. А в общей сложности к группе примкнула 21 яркая индивидуальность, и все они представлены на выставке.     

Имена участников не очень хорошо известны широкой публике. Проект поможет больше узнать о мастерах, выбравших для своих высказываний формат документального рисунка, камерной картины и книжной иллюстрации. Главной темой «Тринадцати» стала меняющаяся повседневность: городские улицы и перекрестки с трамваями и бегущими по делам людьми, парки и ипподромы, водные станции и пляжи.

«Один из художников группы более-менее известен – это Владимир Милашевский, великий советский рисовальщик 20 века. Каждое десятилетие он видел своим острым взглядом наблюдателя-документалиста очень выпукло, – говорит куратор выставки Надежда Плунгян. –  Участники группы «13» работали с временем в разных гранях. Они были газетными репортёрами, графическими художниками, книжными иллюстраторами, виртуозными рисовальщиками, портретистами, прекрасными живописцами и новаторами во всех этих областях. Эти художники были интеллектуалами, знатоками нового европейского искусства, коллекционерами, искали новое вокруг себя. Выставка охватывает не три года существования группы, а несколько десятилетий. Тот образ современного города и современной жизни, который складывается из многочисленного объема произведений на выставке, кажется оригинальным и интересным».            

Музей воссоздаёт художественную лабораторию, в которой формировался и развивался «стиль 13-ти» — созвучный скоростям нового времени быстрый рисунок с натуры, выполненный зачастую спичкой или тушью, без подготовки и последующей доработки. Художники не продолжили эксперименты авангардистов и дистанцировались от задач пролетарского искусства, перерабатывая в своих произведениях приемы мастеров прошлых эпох и раннего европейского модернизма.

Одиннадцать тематических разделов выставки знакомят с главными представителями «Тринадцати» и рассказывают о ключевых явлениях, в контексте которых работало объединение. Отдельным сюжетом станет книжная иллюстрация, в которую группа «13» привнесла темповый рисунок. На третьем этаже музей представит живопись и графику послевоенных лет.

Посетителей ждет ряд открытий: редко экспонируемые произведения Романа Семашкевича и Валентина Юстицкого, дополненные художественными перекличками с Морисом Вламинком и Луи Вальта. Также впервые будет представлен живописный портрет участницы «Тринадцати» Антонины Софроновой кисти Владимира Милашевского, который известен прежде всего своими графическими работами.

«На выставке много остроумного, если присмотреться к графике художников. На выставке много Москвы, в том числе ушедшей. На выставке отдельный зал посвящен книге, которые иллюстрировали художники, их рисунки вы могли видеть еще в детстве», – рассказала Юлия Петрова, директор музея.  

Впервые творчество группы «13» представлено в таком объеме: более 300 произведений графики, живописи, декоративно-прикладного искусства и книг из 17 музеев и 13 частных коллекций составляют многослойный рассказ о судьбе независимых советских художников. Музей русского импрессионизма впервые работает в таком объеме.

В 2024 году партнёр инклюзивной программы музея  –Благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт» в рамках программы поддержки людей с нарушением зрения «Особый взгляд». Для ряда произведений с выставки изготовлены тактильные станции для незрячих и слабовидящих посетителей.

Выставка будет работать до 2 июня.