Новости культуры российских регионов
2 февраля 2024
Москва

Советское кино в эскизах Петра Пашкевича

31 января в Музее Николая Островского открылась выставка эскизов к фильмам, над которыми работал известный кинохудожник
"Допрос в царских палатах" 1971 г.

Галерея «Дом Нащокина» в содружестве с музеем Н. Островского выставили более 100 произведений Петра Пашкевича – редкие живописные и графические эскизы, сделанные знаменитым художником кино ко многим известным фильмам. Кроме того, можно увидеть киноплакаты – большинство из них создавались к конкретным фильмам, но представляют собой самостоятельную художественную ценность.

По эскизам Петра Пашкевича полвека на киностудии им. Горького создавались лучшие фильмы советского кинематографа 1940–1990-х гг. Более 70 фильмов, сотни эскизов и декораций созданы этим выдающимся человеком. Интерьеры, пейзажи, раскадровки – лаконичные и изысканные, часто лиричные, нередко сдержанные, почти всегда драматичные и экспрессивные.

Пашкевич работал над фильмами «Сельская учительница» (1947, реж. М. Донской), «Добровольцы» (1958, реж.  Ю. Егоров), «Разные судьбы» (1956, реж.  Л. Луков). Интересная работа связала Пашкевича с Василием Шукшиным. Не только на знаменитых «Печках лавочках» (1972), но и над фильмом «Степан Разин», которая велась в течение полугода, но не сложилась. На выставке показан целый ряд эскизов к этому несостоявшемуся фильму.

Здесь же – мрачные эскизы Петербурга и графические листы к фильму Льва Кулиджанова «Преступление и наказание» (1969), мощные эскизы к знаменитому фильму «Две жизни» (1961) режиссёров Каплера и Лукова, узнаваемые многими локации кинолент «Красное и черное» (1976) Сергея Герасимова, «ТАСС уполномочен заявить» (1984) Владимира Фокина, «Герой нашего времени» (1967) Станислава Ростоцкого. 

Жанровое и тематическое разнообразие художественного наследия автора позволит в очередной раз осмыслить значимость его творчества не только в истории отечественного кино, но и изобразительного искусства.

В начале 2000-х новые арендаторы студии им. М. Горького могли выбросить работы Пашкевича, но его родные спасли и сохранили часть огромного наследия, чтобы сегодня представить их широкой публике.

«Сегодня я вместе со зрителями заново открываю для себя талант своего отца, – сказала дочь художника и куратор выставки Наталья Рюрикова. –  Он был настолько блистательным художником-живописцем, что часто его друзья, коллеги спрашивали: «Петя! Твой труд публика не видит и не понимает! А зачем тебе кино? Ты крупный художник, сиди в мастерской и пиши картины». Того же мнения была и его семья. Но художник всегда улыбался виновато и бежал на свою студию, которая была для него кислородом, без нее жизни не могло быть».  

Выставка будет работать до 27 февраля.