Новости культуры российских регионов
25 января 2024
Москва

«Свои/Чужие»: авторы позднесоветского неофициального искусства

В свой десятый год галерея ARTSTORY открыла выставку работ обширной коллекции
Наталья Нестерова "Вох (ложа)" 2004 г.

Название выставки «Свои/Чужие» выбрано не случайно: оно объединяет четырех авторов-современников – Дмитрия Иконников, Натальи Нестеровой, Льва Табенкина и Василия Шульженко. Стилистически разные, связанные академической школой и равноудаленным отношением к мейнстриму своего времени.

Эти авторы ярко проявили себя в 1980-е годы и были представителями так называемого «левого» МОСХа – Московского отделения Союза художников. С конца 1960-х годов в нашей стране значительно изменился политический климат: официальная культурная политика заключалась в том, чтобы игнорировать все явления в искусстве, которые касались диссидентского движения, при этом необходимо было поощрять молодых авторов, которые напрямую не относились к нонконформизму. При Московском союзе художников была создана молодежная секция, в которой довольно лояльно относились к проявлениям самости, «инаковости». Именно поэтому художники, состоявшие в «молодежке», могли позволить себе более свободные высказывания и предложить искусство, альтернативное соцреализму.

Выставка «Свои/Чужие» собрана из работ признанных ныне классиков позднесоветского искусства, которые еще 40 лет назад были не просто мало востребованы, но буквально находились на грани. На первый взгляд может показаться, что их полотна нарочито грубоваты, однако это впечатление обманчиво – за кажущейся простотой и резкостью скрываются глубокие смыслы, свобода и, зачастую, дерзость.

Наталья Нестерова (1944 – 2022) – одна из самых выдающихся женщин-художниц второй половины 20 века, «амазонка левого МОСХа». Стилистически её работы тяготеют к традиционному лубочному искусству. В своих работах совмещает нюансы пастозной палитры и дифференциацию с наивным рисунком.

«Герои композиций Натальи Нестеровой принимают пищу, прогуливаются, играют в самые разнообразные игры, ловят бабочек, встречают пароходы, танцуют, влюбляются. Но почему-то бабочки улетают, на обеденном столе исчезают вилки и ложки, пароходы, не останавливаясь, проходят вдоль берега, а влюблённые не могут найти общий язык…», – говорит искусствовед Виталий Пацюков.

Дмитрий Иконников (1952 – 2019) работал исключительно на бумаге, но часто в большом формате, а листы закреплял на твердую основу. Он выбирал гуашь в качестве материала, но его творческий метод обращал густую и плотную краску в легкую, практически невесомую субстанцию, выстраивая сложное и многослойное пространство.

Лев Табенкин (1952 г.р.) был сразу отмечен критиками, которые признавали его мастером пластической живописи. Цвет для Табенкина почти как глина, из которой он лепит своих героев. Гротескные животные символизируют человеческие страсти, свободу, силу, страдания и слабость. Хотя сюжеты работ очень просты, они убедительны, жизненны и самодостаточны.

Московского художника Василия Шульженко (1949 г.р.) можно назвать мастером гротескного реализма, или, как сам определяет художник, «фигуративной живописи в жанре свободной фантазии». Нарочито карикатурное и сюрреалистическое, но меткое изображение быта простых русских людей в творчестве Василия Шульженко вызывает неоднозначные, противоречивые чувства у зрителя. Именно через сатирические, иногда даже скабрезные сюжеты своих картин художник обращает внимание на проблемы и изнанку общества, в котором живет.

Выставка будет работать до 25 февраля.