Негласным девизом фестиваля можно, пожалуй, сделать фразу «все музы в гости будут к нам», ибо на «Амурской осени» традиционно представлены практически все виды искусства. В конкурсной программе – кино и театр, вне конкурса – музыка (поющие артисты неизменно выступают на открытии и закрытии смотра, а также ездят с концертными программами по области), живопись и выставочная деятельность. Президент фестиваля, продюсер Сергей Новожилов старается собирать необыкновенно насыщенную, разнообразную программу, интересную для всех категорий зрителей, и у него это отлично получается.
Заглянем в музей
Одна из выставок, проходившая в дни фестиваля в Благовещенске, была посвящена знаменитому уроженцу Амурской области Леониду Гайдаю. В этом году 100 лет со дня рождения великого отечественного комедиографа. Экспозиция в краеведческом музее Благовещенска, подготовленная совместно с Государственным Музеем кино, остроумно, живо и ярко знакомит с творчеством режиссёра, напоминает его легендарные фильмы и популярных героев этих лент. По окончании фестиваля выставка, кстати, не закрылась, она будет работать до 1 октября.
Ещё одна экспозиция в этом же музее представляет работы народного художника России, кавалера Ордена Дружбы и почетного гражданина Благовещенска Александра Тихомирова.
Также в краеведческом музее открылась выставка «Взгляд внутрь», где можно увидеть работы молодой художницы Марии Михалковой-Кончаловской. Мария прилетела из Москвы, чтобы представить свои нежные, тонкие, изумительно поэтичные работы.
А в Доме Котельникова проходила выставка китайского художника из Пекина Се Шуго. Экспозиция носила красивое название «Песнь льда и снега».
В темноте кинозала
Кинопоказы традиционно проходили в Амурском областном доме народного творчества. Аншлаги были практически на всех сеансах, приходилось даже вносить дополнительные стулья. Что ещё приятно удивляет: зрители в Благовещенске внимательные, отзывчивые и отменно воспитанные, почти никто не покидал зал во время показов, даже на довольно сложных авторских фильмах. Так что, не будет преувеличением сказать, что культура просмотра на «Амурской осени» на высоте, за 20 лет фестиваль приобрёл и воспитал своего зрителя. Все шесть фестивальных дней в темноте кинозала на одном дыхании происходило таинство приобщения к магии кино.
О некоторых фильмах конкурсной программы я уже писала в предыдущем репортаже. В том числе и о картине, получившей Гран-при фестиваля имени Валерия Приёмыхова. Это фильм режиссёра Владимира Койфмана «Агата и сыск. Выгодный риск». Отмечу лишь, что решение жюри под председательством продюсера, генерального директора «Москино» Натальи Мокрицкой несколько удивило, но нельзя сказать, что особенно огорчило. Объяснение, что жюри решило поощрить зрительское кино, которое создаётся для телевидения и цифровых платформ, лично мне показалось вполне логичным и удовлетворительным. К тому же, практически ни один мало-мальски заслуживающий внимания фильм из конкурса полного метра без какой-либо награды не остался.
Спорт, балет и кино
Самым большим приятным сюрпризом конкурса полнометражного кино стал фильм «Времена года», получивший сразу три фестивальные награды. Это дебют в кинорежиссуре известного спортсмена, олимпийского призёра, чемпиона мира, двукратного чемпиона Европы, фигуриста Максима Шабалина. Завершив спортивную карьеру, Максим окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров, в 2019 году снял короткометражку «Умри, Джульетта», и вот представил на суд зрителей свой первый полный метр по собственному сценарию. История, раскрывающая тайны балетного закулисья, получилась увлекательной, тонкой, психологически выверенной. А Ирина Гринёва в главной роли прима-балерины знаменитого театра показала высочайшее мастерство. «Времена года» – отличный образец зрительского кино с авторским посылом. Думается, что в российском кино появился новый, весьма интересный режиссёр, и лично я с любопытством буду ждать его новые работы.
Картина «Времена года» получила приз за лучший сценарий, приз зрительских симпатий, а Ирина Гринёва была удостоена награды за лучшую женскую роль. Сразу скажу, что в аналогичной мужской номинации приз получил Владимир Вдовиченков, сыгравший главную роль в картине «Туда и обратно» (режиссёр Олег Асадулин). Тоже абсолютно верное решение, актёр великолепно создал образ отца умирающего мальчика.
Короткий метр настоящего и будущего
Любопытной была программа и конкурса короткометражных фильмов. Небольшие истории заставляли и грустить, и смеяться, и удивляться. Среди представленных фильмов хотелось бы отметить несколько меланхоличную и по-своему завораживающую короткометражку «Лелера» режиссёра Николая Коваленко, невероятно изобретательную и остроумную картину Ильи Северова «Адам», забавную миниатюру «40 минут» Влада Павлова. Занятную историю из жизни современных вампиров рассказывает фильм режиссёра Дарьи Лебедевой «Читмил». Кстати, продюсер этой картины Антон Тюриков был также членом жюри фестивального конкурса «Лаборатория незавершённых проектов», и вместе с коллегами – продюсером Еленой Калининой и актёром Егором Корешковым (председатель жюри) – оценивал пока ещё незаконченные короткометражные проекты. Надо сказать, что в данном случае жюри сработало просто идеально, награды были распределены математически точно. Главную награду (а это к тому же денежный приз на завершение фильма) отдали работе «Здесь недалеко» режиссёра Тимура Чоплиани. Абсолютно цельная картина с ясным, гуманистическим посылом. Диплом был присуждён ленте Полины Фроловой «Следствие и причина», картине с оригинальным сюжетом. Я же ещё хочу отметить фильм «Портсигар», которую снял Дмитрий Карташов. Он актёр Московского Губернского театра под руководством Сергея Безрукова, а теперь пробует себя в кинорежиссуре. Это очень личная для Дмитрия история, он вспоминает сюжет из военного прошлого своего дедушки. Лаконично и пронзительно.
Вообще, «Лаборатория незавершённых проектов» – замечательное начинание «Амурской осени», дающее режиссёрам возможность усовершенствовать свои проекты на стадии производства или постпродакшена. Впервые этот конкурс в рамках фестиваля проводился в прошлом году. Тогда главный приз получила картина «Аметист» режиссёра Милославы Грабельниковой. А Диплома жюри «За доброе кино» был удостоен фильм режиссёра Алексея Мячикова «Песня для Евы» (производство – продюсерский центр «Калугафильм»).
Вне конкурса была представлена короткометражная картина «Марта», которую сняла программный директор «Амурской осени», сценарист, режиссёр Александра Жукова. В 10 минут ей удалось уложить драматическую историю, содержащую, тем не менее, светлый, оптимистичный посыл. Это дебют Александры в качестве режиссёра, и дебют многообещающий.
Александра ИВАНОВА, Благовещенск – Москва
Фестиваль проводится при поддержке Министерства культуры РФ, Министерства иностранных дел РФ, Российского Фонда культуры, а также правительства Амурской области и администрации города Благовещенска. Фестиваль проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.