В выставочный проект «Ars Sacra Nova. Религия и символы в искусстве шестидесятников» вошли произведения художников из собрания галереи «Веллум» и частных коллекций. Здесь можно увидеть работы Анатолия Зверева с его крестами и куполами церквей, а также перечеркнутые крестами пейзажи и портреты Владимира Яковлева, коллажи Владимира Стерлигова с ангелами, молящимися фигурами людей и животных и акробатами-ангелами под куполом цирка. Особенно выделяются на этой экспозиции символистские произведения московских кинетистов: от «Артефактов» Франциско Инфанте, одного из основоположников русского кинетизма, до станковых работ его коллег и последователей – художников легендарной московской группы «Движение», – близких религиозным исканиям интеллигенции именно семидесятых годов прошлого века.
Проект проходит в рамках параллельной программы совместного цикла концертов Фонда Николая Каретникова и Московской государственной академической филармонии «Musica sacra nova. Духовная музыка из бывшего СССР». Заключительный концерт абонемента в этом сезоне прозвучит в концертном зале имени П.И. Чайковского 19 июня.
Организаторы проекта подчеркивают синтез искусств, такой органичный для творчества шестидесятников вообще и для «русских кинетов» в частности. Кстати, самая первая выставка группы художников и футурологов «Движение» была в 1964 году, где они впервые манифестировали себя как организованная арт-группа, и называлась «На пути к синтезу искусств».
Отсылка к латинскому «Ars Sacra Nova» в названии выставки также имеет значение для всего цикла проектов. «Ars nova» – музыкальный стиль позднего средневековья, термин ars nova означает не «новое искусство», а скорее «новую технику». Sacra – сакральное, священное. Куратор Любовь Агафонова относит этот термин и к искусству так называемого «Второго авангарда» и напоминает о содружестве художников геометрического и метафизического направления, чье «искусство приводило к мистическим озарениям. Начиная от ухода от реальности советской действительности. Просто играя с картинками, с образами, они открывали «духовные очи», как говорят православные, и уходили в поиске лучших миров…».
Одной из основных составляющих «Второго авангарда» стало ретроспективное переосмысление русского средневекового искусства, его корневого религиозного назначения. Геометрия архитектуры задних планов икон и фресок с их лаконичностью цвета стала одним из источников развития изобразительных средств советских неофициальных художников. Тех из них, кто стремились отстраниться от навязанного государственного атеизма.
Продолжая мистификации футуристов начала ХХ века, революционеров-художников, убивших острыми углами своих произведений старый мир и «ветхого человека» и прорекламировавших создание человека нового, нонконформисты из группы «Движение» вдруг возвращаются к поискам утраченного интуитивного в искусстве. Философско-религиозные поиски, захватившие некоторых из них в 1960-е, привели их к поискам запрещённого Господа, часто неосознанными, больше интеллектуальными и книжными, нежели мистическими. Это поиск был аккуратно артикулируем через изобразительные средства: кресты, подобия нимбов, сияние света горнего на холстах, символы средневекового христианства в геометрии движущихся объектов. Эти забытые художественные образы стали атрибутами творчества кинетов. Не случайно, некоторые из них, пройдя через интуитивный путь богоискательства в искусстве, пошли дальше от визуального к конфессиональному: братья Волгины стали священниками, а Владимир Акулинин «христианским художником».
Выставка будет работать до 17 сентября.