Новая встреча с удивительными и яркими, ироничными и философскими работами художника Владимира Любарова – одного из знаковых представителей современного русского наивного искусства. Начав свой творческий путь с книжной графики, в 1990-е годы он оставил столичную жизнь ради уединенного пребывания в деревне Перемилово. Именно там он начал работу над одним из самых своих известных живописных циклов «Страна Перемилово», который сейчас включает более 300 графических и живописных работ. Всего на выставке будет представлено около 80 произведений.
«Столица» любаровской страны – деревня Перемилово – имеет реальный прототип и расположена на границе Владимирской и Ярославской областей. К ней примыкают и многие другие деревни с диковинными названиями: Пенье, Лоскуты, Случайное, Куда, Упертовка, Бухалово, Рай... Поначалу Любаров собирал чудные названия окрестных деревень – как свидетельства народного остроумия и той самой исчезающей смеховой культуры, дух которой он еще успел застать в 90-е годы. Пытаясь разгадать, почему деревни так называются, Любаров многие из них посетил, некоторые – лишь в своем воображении. А в итоге все их нарисовал – зачастую исчезнувшие в реальности, но возрожденные на его картинах.
Любаровские герои живут на полотнах художника полноценной, самодостаточной жизнью: смотрят на звезды, любят своих жен и чужих девушек, иногда работают, всем миром справляются со стихией, время от времени занимаются физкультурой и, разумеется, отмечают праздники – главными среди которых считают те, что случаются безо всякого повода – просто оттого, что душа поет.
Сам же художник Любаров под влиянием своих героев тоже расширяет свое живописное сознание. Укрепляет собственный третий глаз, позволяющий обнаруживать чудеса в простой повседневности и даже разглядел над своей деревней северное сияние, которое, вопреки нынешним прогнозистам, перемиловцы считают добрым знаком. И, главное, перемешивая все масштабы и перспективы, выстраивает в своей Стране Перемилово универсальную космическую иерархию, в которой все люди, предметы, растения, животные и небесные светила равноправны и живут в согласии друг с другом.
Владимир Любаров прошел классическую школу живописи, а потому с уверенностью можно сказать, что отказ от реализма произошел осознанно. Художник выбрал самый точный язык для создания сюжетов, в основе которых лежит интерес и искренняя симпатия к простому человеку и к, казалось бы, его незамысловатой жизни. При этом сцены любаровских «картинок» наполнены романтизацией – художнику удается построить вокруг повседневных сюжетов собственную мифологию, в основе которой оказываются каламбуры и остроумные параллели. Наследник одного из самых парадоксальных и очень недооцененных направлений искусства – примитивизма, Любаров мастерски справляется с очень сложной задачей построения диалога со зрителем. Художнику удается сделать это не только и не столько за счет обращения к личной памяти смотрящих на работы, но через очарование остроумными и детализированными «картинками»-историями.
Владимир Любаров – участник многочисленных персональных и групповых выставок в России и за рубежом, включая Третьяковскую галерею и Русский музей. Его работы хранятся в ГТГ, ГРМ, МОММА, музеях Бельгии, Израиля, Австрии, а также частных и галерейных собраниях, включая коллекцию галереи Artstory.
Выставка будет работать до 30 июля.