Новости культуры российских регионов
22 марта 2023
Северо-Запад

Карета императрицы вернулась домой

В музей-заповедник «Царское Село» после реставрации вернулась карета середины XVIII века в стиле барокко – парадный экипаж императрицы Екатерины II
Фото: сайт музея "Царское Село"

Это самая ранняя по дате создания карета в коллекции музея. Полной реставрации экипажа не было больше ста лет, она проводилась в несколько этапов и длилась три года. Работу выполнили мастера реставрационно-исследовательского объединения «Феномен». Средства на реставрацию выделило Министерство культуры Российской Федерации. Теперь карета обрела первозданный облик и вновь стала одной из жемчужин экспозиции «Придворный экипаж».

Четырехместная карета – шедевр экипажного мастерства – входила в состав коронационного поезда императрицы Екатерины II в 1762 году; впоследствии она постоянно использовалась на торжественных церемониях при российском императорском Дворе.

Экипаж выполнил выдающийся каретный мастер Иоганн Конрад Букендаль. При этом он использовал дерево, металл, бронзу, кожу, бархат, шелк, шерсть, стекло и разные способы их обработки – резьбу, литье, ковку, чеканку, золочение. Размеры кареты впечатляют: 6,00 х 2,40 х 2,60 м.

Букендаль обучался каретному мастерству в Париже. В 1756 году его пригласили в придворные мастерские российского императорского Двора. Работал при Конюшенном дворе в Санкт-Петербурге, считался ведущим мастером каретного дела, создавал эскизы карет и лично принимал участие в изготовлении лучших экипажей. Его работы – в ряду самых значительных произведений мирового экипажного искусства.

Букендаль создал новую систему стальных рессор, которая обеспечивала мягкую подвеску этой внушительной по размерам кареты. Ее кузов округлых очертаний характерен для экипажей типа «берлин», он подвешен на абсолютно оригинальную конструкцию. Других экипажей с подобной конструкцией в российских музеях не сохранилось. Карета была комфортна для пассажиров, современники отмечали, что движение экипажей «было так плавно и покойно, как движение гондол», – говорит хранитель фонда «Кареты» музея-заповедника «Царское Село» Ирина Бредихина.

Богатый и причудливый золоченый резной декор исполнен с большим вкусом и мастерством. Мягко очерченный кузов с его плавно изогнутыми филенками, покрытыми позолотой, обрамляет объемный резной орнамент с включением миниатюрных цветочных гирлянд. По краю крыши идёт бронзовый бордюр в виде извивающихся листьев аканта, на углах установлены символы процветания, власти и военных побед: рог изобилия, сфера со звездами, маска Медузы Горгоны и военные атрибуты.

Комфорту пассажиров также способствовали мягкая обивка и поручни, пуховые подушки, шторки-роллеты на пружинном механизме и подлокотники.

Эта карета, как и другие парадные экипажи императорского Двора, бережно сохранялась служащими Придворной Конюшенной конторы. Экипаж участвовал в парадных церемониях императорского Двора, в том числе во всех коронационных выездах вплоть до 1917 года. Перед каждым событием его приводили в порядок и ремонтировали. С 1860 года карета находилась на экспозиции в Придворно-конюшенном музее на Конюшенной площади. Перенеся военные годы под сводами Эрмитажа, карета вновь предстала перед публикой только в 1971 году на выставке в Камероновой галерее. С 1990-го она находится на экспозиции в павильоне «Дежурная конюшня».

Экипаж реставрировали в три этапа, работы производили в мастерских в Москве. Сначала кузов сняли с ходовой части (стана), отреставрировали ходовую часть и ремни подвески. По завершении этого этапа ходовая часть вернулась на экспозицию, а кузов отправили в Москву. Отдельно реставрировали декоративную отделку покрышки на сидении кучера. Последний этап включал реставрацию и монтаж кузова на стан, это производилось непосредственно на экспозиции «Придворный экипаж».

Мастера реставрационной компании «Феномен» произвели комплексную очистку и обработку всех поверхностей антимикробными и антикоррозийными составами, реставрацию рессорных ремней, расчистку и тонировку позолоты, дезинфекцию и реставрацию текстильного убранства, воссоздали утраченные фрагменты резьбы. Карете вернули прежнюю высоту подвески – ее дублировали современными материалами, скрытыми от глаз зрителей.

Всего в коллекции музея 8 экипажей эпохи Екатерины II, в том числе десятиместные сани, десятиместный фаэтон и детская коляска.

СПРАВКА

24 парадных экипажа работы известных русских и западноевропейских мастеров XVIII-XIX веков музей представляет на выставке «Придворный экипаж» в здании бывшей Дежурной конюшни. Всего коллекция карет ГМЗ «Царское Село» включает в себя 35 экипажей, использовавшихся при русском императорском дворе, три шестерика упряжи для коронационных экипажей и отдельные принадлежности парадного выезда. Основу собрания составляют предметы, поступившие в Царское Село из расформированного в 1920-х годах Придворного Конюшенного музея. Большая часть коллекции – это парадные кареты, участвовавшие в торжественных церемониях русского двора. Как и вся обстановка таких действий, они служили особой цели – демонстрации богатства и могущества власти и государства, и отвечали самым высоким требованиям каретного мастерства.

Информация с сайта «Музеи России»