Будучи членом жюри конкурса короткометражного кино, вместе с моими коллегами – режиссёром Павлом Москвиным и актрисой и режиссёром Татьяной Колгановой – я с интересом и удовольствием отсмотрела всю нашу программу, а также несколько картин из полнометражного конкурса. Теперь, когда фестиваль остался позади, призы розданы, могу поделиться своими впечатлениями о некоторых киноработах.
Но сначала несколько слов о самом фестивале. Он проходил в городе Дзержинске Нижегородской области. Именно здесь с двухлетнего возраста и до юношеских лет жила знаменитая советская актриса Изольда Извицкая, тут она встретила свою первую любовь – Вячеслава Короткова, ставшего впоследствии известным кинооператором. В Дзержинске родилась её мечта стать актрисой, воплотившаяся в реальность. В городе трогательно чтут память Изольды Извицкой, здесь есть художественно оформленное «Крыльцо Изольды» у дома, где она жила, а во Дворце культуры химиков воссоздана её квартира, и экскурсию по ней проводят совершенно потрясающие экскурсоводы. У нас было время между показами, мы забежали туда, а потом не хотелось уходить, настолько это было искренне и по-настоящему.
Поэтому свой собственный кинофестиваль в городе просто напрашивался, и вот в 2023 году он появился, благодаря поддержке Правительства Нижегородской области и администрации города Дзержинска, а также в рамках программы социальных инвестиций СИБУРа «Формула хороших дел». И, конечно же, усилиями профессиональной команды президента фестиваля, продюсера Сергея Новожилова.
Бывает так, что первые фестивали в городах проходят как пробные, зрителей мало, им ещё нужно привыкнуть к новому событию. В Дзержинске же всё было так, как будто это не первый, а уже двадцать первый фестиваль. Залы полны на всех мероприятиях, зритель подготовленный, неравнодушный, интересующийся. Это, конечно же, огромный стимул на будущее!
А теперь возвращаюсь к кино. Программный директор фестиваля Александра Жукова собрала любопытную, разножанровую программу. Некоторые фильмы уже были показаны на других фестивалях, на «Черноречье Фест» нет пока принципа премьерности, но это как раз и хорошо, так как даёт возможность зрителям увидеть новые фильмы, многие из которых так и не попали в прокат.
Обидно, например, что так и не дошла пока до проката дебютная режиссёрская работа актрисы Татьяны Колгановой «Синдром отложенного счастья». На фестивале картина получила сразу три награды: приз прессы, приз за лучший сценарий (Татьяна Колганова) и приз за лучшую мужскую роль (Алексей Шевченков). Фильм, в котором, как и в жизни, перемешано всё – и безудержная радость, и щемящая грусть, и юмор, добро и зло, мечты о счастье, которые иногда всё же имеют свойство сбываться, судьбоносные встречи, искренние чувства – вызывает бурю эмоций, и желание пересмотреть его снова, как только появляются финальные титры. Это абсолютно зрительское кино в самом хорошем смысле этого слова. И, повторюсь, жаль, что его нет в прокате. Но, к счастью, к его производству имеет отношение телеканал «Россия», так что, телепремьера на федеральном канале состоится, и, думается, картина займёт достойное место в телеэфире.
Без проката и фильм Евгения Татарова «Дыхание мёртвого леса», он сразу выйдет на онлайн-платформе. Премьера этой картины как раз состоялась в Дзержинске на кинофестивале «Черноречье Фест». Остросюжетный фильм, в фокусе внимания которого несколько серьёзных аспектов. Это и драма из жизни современных подростков, и психологическая история, затрагивающая тему, которая редко фигурирует в произведениях искусства, а именно – судьбы семей серийных убийц, как они живут, что переживают, с какими проблемами сталкиваются. И третья проблема, которая поднимается в картине, душевная чёрствость взрослых, готовых ради карьеры запросто сломать жизнь подростку. Лихо закрученная история ставит много вопросов, но не даёт ни одного ответа, оставляя последнее слово за зрителем. Тут есть о чём подумать.
А вот «Мятный пряник» Андрея Карасова должен выйти в прокат в ближайшее время. Одну из своих последних ролей в кино в этом фильме сыграла Инна Чурикова. Это история о детях. Детях, обделённых материнской любовью и домашним уютом. Две параллельные линии между собой не пересекаются, но составляют одно целое. Герои картины – два мальчика, один детдомовец, другой – из неблагополучной семьи. Жизни их складываются по-разному. Одному улыбнулась судьба, ко второму она была менее благосклонна. Картина сделана с большой любовью и сочувствием к героям, и этот посыл передаётся с экрана зрителям.
Многообразие жанров было представлено в конкурсе короткого метра. Очаровательные комедийные зарисовки – «Доверие» Анастасии Денисовой и «Прости, но мне очень надо» Эдийса Залакса – заставили улыбнуться. Этнические истории – «Айя» Алёны Рубинштейн и «Под вечным синим небом» Елены Емельяновой – каждая интересна по-своему, здесь вечные и серьёзные темы рассматриваются под углом национального своеобразия. Прекрасна «Новая мама» Александра Кузовкова, этакая смесь детской страшилки и взрослой трагикомедии, снятая со вкусом и очень стильно. Если продолжить тему стиля, стоит отметить и фильм Николая Коваленко «Анна», которому мы дали приз за лучший сценарий. Режиссёр, он же сценарист, воплотил свой сюжет достаточно изысканно. Призом за режиссуру наше жюри отметило фильм Михаила Кукушкина «История болезни». Это невесёлая история, дающая, однако, надежду, что мне представляется чрезвычайно важным. Рассказ о том, как благодаря одной неравнодушной женщине, обычному дежурному врачу рядовой российской больницы, была спасена жизнь пожилого человека, на которого остальные доктора уже махнули рукой, трогает своей искренностью. Ну и, наконец, картина, которой мы присудили главный приз в конкурсе короткого метра – «Изнанка» Юлии Кудояр. За 14 минут экранного времени режиссёру великолепно удалось показать судьбу сразу нескольких героев и осветить актуальнейшую тему. «Изнанка» – это история о том, как на самом деле снимаются популярные ток-шоу с разоблачениями, как работает «жёлтая» пресса, как так называемые горе-журналисты, а на самом деле просто очень непорядочные ремесленники, элементарно, на раз, ломают жизни приличным людям. Всем любителям горячих сплетен этот фильм надо бы показать неоднократно! Ведь пока есть спрос, будет и предложение, и эта адская машина по созданию фейков сможет продолжать свою разрушительную работу.
Александра ИВАНОВА, Дзержинск-Москва