Новости культуры российских регионов
19 января 2023
Москва

«Небо над Берлином» снова в прокате

2 февраля кинопрокатная компания «Russian World Vision» выпустит в российский прокат легендарный фильм Вима Вендерса «Небо над Берлином»

Это одна из самых красивых картин немецкого режиссера, рассказанная новаторским киноязыком, которую кинокритики назвали поэтическим признанием в любви к человечеству. Картина, рассказывающая о прекрасных ангелах, которые спустились на Землю и стали жить среди людей, произвела фурор в европейском кинематографе и стала по-настоящему культовой. За эту работу режиссер Вим Вендерс получил множество наград и номинаций, среди которых призы за «Лучшую режиссуру» Каннского кинофестиваля и Европейской киноакадемии.

По сюжету фильма двое длинноволосых ангелов, Дамиэль и Кассиэль, спускаются в мир людей, чтобы понаблюдать за жизнью простых смертных. Они ходят по городу, сидят на  крышах небоскрёбов, заглядывают в души простых людей и слушают их мысли. Они видят много боли и много счастья, но не в силах вмешаться в ход событий. Они, бессмертные небесные создания, лишены земных радостей и трагедий, а обречены на вечную жизнь без физических ощущений и чувств. Но однажды  Дамиэль  влюбляется в акробатку цирка Марион. Ради нее он решает отречься от мира бессмертных, чтобы испытать неведомую ему земную любовь…

«Небо над Берлином» – это глубоко человечная и проникновенная притча, в которой поднимается множество общефилософских вопросов, исследуются темы  любви, вечности, одиночества. Сам Вендерс посвятил эту работу «всем бывшим ангелам, но особенно Ясудзиро, Франсуа и Андрею», имея в виду всемирно известных режиссеров – Ясудзиро Одзу, Франсуа Трюффо и Андрея Тарковского, которые вдохновили немецкого автора на создание этой картины.

В то же время картина является фильмом-посвящением городу. Вендерс, ребенок послевоенной Германии, выросший на американской культуре, снял «Небо над Берлином» после длительного отсутствия на родине, прожив 8 лет в США.  Для режиссера, потерявшего в эмиграции связь с родным языком и неожиданно почувствовавшему тоску по родине, это было возвращение к собственной идентичности. Именно поэтому Берлин в фильме  – один из полноправных героев, что возвращает Вендерса к традиции авангардного кинематографа, в фокусе которого ставится мегаполис. Режиссер уделяет внимание каждому отдельному жителю: фокусируясь на случайных прохожих, он раскрывает историю и мысли каждого персонажа. С помощью такого приема Вендерс возвращает жизнь и человеческую индивидуальность в обезличенный город.

         ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:

Картина начинается со знаменитой фразы: «Когда ребенок был ребенком, это было время вопросов. Почему я - это я? И почему я - это не ты? Почему я здесь? почему не там? Когда началось время и где кончается пространство? Может, наша жизнь под солнцем - это всего лишь сон?».

Первая половина фильма снята в черно-белом цвете, потому что ангелы видят лишь различные оттенки серого. А после того, как Дамиэль спускается на Землю, фильм становится цветным. Одновременно с этим меняется и речь главного героя – с высокого ангельского языка она становится обычной человеческой речью.

В картине снялся популярный американский актер Питер Фальк, известный во всем мире по роли капитана Коломбо из одноименного сериала.

Также в картине принял участие культовый музыкант Ник Кейв вместе со своей группой Nick Cave & The Bad Seeds.

В 1993 году Вим Вендерс снял продолжение фильма, названное «Так далеко, так близко» или «Небо над Берлином-2.

В 1998 году в Голливуде сняли римейк картины под названием «Город ангелов», главные роли в котором сыграли Николас Кейдж и Мэг Райан.

         ВИМ ВЕНДЕРС О ФИЛЬМЕ

О Берлине: «Фильм, который сказал бы что-нибудь об истории города после 1945 года. Фильм, которому бы удалось поймать то, чего мне всегда недостает во многих других картинах, снятых здесь. То — что ощущается с момента прибытия в Берлин: что-то в воздухе, под ногами, в лицах людей; то — что делает жизнь в этом городе столь отличной от жизни в иных. Поясняя и чётче очерчивая своё желание, должно добавить: это желание человека, долго отсутствовавшего в Германии, желание человека, переживающего нечто «германское» только здесь. В этом городе. Надо сказать, я не берлинец. Да и кто в наше время? Но вот уже как двадцать лет посещения этого города позволяют мне пережить Германию, почувствовать её. Здесь история, всюду по стране подавляемая и отрицаемая, присутствует физически и эмоционально. Я видел фильм о людях — людях в Берлине — тех, перед кем стоит вопрос: как жить?».

О создании фильма: «Я жил вдали от Германии в течение 8 лет. После такого длительного отсутствия мне приходилось заново открывать свою родину. Это фильм о том, как это происходило, как я заново строил взаимоотношения с Германией и своим детством. Фильм был сделан без сценария, примерно так, как пишут поэмы. Он был построен на инстинкте и не имел сюжета. Я снимал его с великим французским кинооператором Анри Алеканом, которому в то время было 80 лет. И он действительно оказал неоценимое влияние на этот фильм».

Об ангелах: «Трудно объяснить возникновение мысли об ангелах в моей берлинской истории, особенно ретроспективно. У неё много источников. Во-первых, «Дуинские элегии» Рильке. Затем живопись Пауля Клее. «Ангел истории» Вальтера Беньямина. И ещё песня The Cure, в которой упоминаются «падшие ангелы» (fallen angels). Я помню другую песню, которую слышал по радио в машине. Там была строчка «говоря с ангелом» (talk to an angel). Однажды, будучи в Берлине, я вдруг обратил внимание на сияющую фигуру Ангела Мира, превратившегося из грозного ангела победы в нечто кроткое. Монумент напоминает о четырёх союзных пилотах, сбитых над Берлином. Противопоставление, наложение сегодняшнего Берлина на столицу Рейха; двойной образ во времени и пространстве. Ещё детские воспоминания об ангелах, невидимых, незримо присутствующих наблюдателях. И, если уж на то пошло, старое увлечение трансцендентным и – если говорить о крайностях – некоторая склонность к совершенной антитезе, к комедии».

         К старту проката фильма в нескольких городах пройдут премьеры с обсуждением:

Москва. 30 января. Киноцентр «Октябрь». Показ и обсуждение с литературоведом Евгением Жариновым.

Санкт-Петербург. 28 января. Аврора.

Пермь. 31 января. Премьер.

Новосибирск. 1 февраля. Победа.

Ростов-на-Дону. 1 февраля. Горизонт.

Полная информация о показах, трейлер и билеты на сайте.