Новости культуры российских регионов
16 января 2023
Москва

Новое рождение Русалки

29 января в 22.25 канал «Россия-Культура» покажет премьеру телеверсии спектакля «Русалка» в постановке Королевского оперного театра «Реал» в Мадриде
Фото: coolconnections.ru

«Русалка» ― одно из самых известных сочинений чешского композитора Антонина Дворжака. Либретто написал Ярослав Квапил. Поэтический сюжет, перекликающейся со сказками Х.К. Андерсена и Ф. де ла Мотт Фуке, увлек Дворжака. Партитуру он построил на народных мотивах, которые самобытно отразили столкновение мифического и реального миров. Музыка оперы живо рисует шум озера, леса, поющих нимф и богата психологическими оттенками.

Публика впервые познакомилась с этим произведением в начале 20-го столетия в Праге, и потом неизменно награждала овациями каждое его представление. А вскоре началось шествие оперы по миру. В 21-м веке творение Дворжака, включенное в программы многих международных театральных фестивалей, переживает второе рождение. Одно из ярких прочтений «Русалки» принадлежит немецкому режиссеру Кристофу Лою. Премьера его постановки состоялась в Королевском театре «Реал» в 2020 году, став ярким событием культурной жизни Испании. В спектакле приняли участие симфонический оркестр и хор Королевского театра Мадрида. За дирижерским пультом ― маэстро Айвор Болтон. Сценографию придумал Иоганнес Лайаккер. Хореограф ― Клевис Элмазай.

Сценическое действие разворачивается в синтетическом пространстве, и главная героиня ― не фольклорный персонаж. Перед зрителями появляется кровать, на которой лежит сбившая себе ноги балерина… Ей предстоит заново учиться ходить, танцевать и любить. Роль Русалки исполнила звезда мировой оперной сцены Асмик Григорян. В образе Принца ― американский тенор Эрик Катлер, который накануне премьеры действительно повредил ногу и мог выступать только на костылях. Режиссеру в срочном порядке пришлось менять мизансцену, что усилило драму. Иноземная княжна ―  финская оперная певица Карита Маттила. Баба-Яга ― известная исполнительница вагнеровского репертуара Катарина Далайман. Образ Водяного примерил российский бас Максим Кузьмин-Караваев.

Об особенностях постановки рассказывает народный артист РФ, художественный руководитель московского музыкального театра «Геликон-Опера» Дмитрий Бертман: «В царстве Водяного обитает таинственная театральная семья: раздражительный Водяной, Баба-Яга, лесные нимфы, порхающие над сценой, и Русалка, дочь Водяного, которая мечтает научиться порхать так же, как ее сестры-танцовщицы. Айвор Болтон и Кристоф Лой создали захватывающие действие, включив в постановку и классический балет, и современный танец. Постановку с нетерпением ждали в Мадриде еще потому, что эту оперу не показывали здесь почти век».