Крупный выставочный проект Государственной Третьяковской галереи представляет ретроспективу Игоря Эммануиловича Грабаря (1871–1960), самого яркого представителя русского импрессионизма, который был не только блистательным живописцем, но и одновременно основоположником советской школы искусствознания, директором Третьяковской галереи, ученым-реформатором, создавшим структуру музейной работы, актуальную и сегодня, крупнейшим исследователем, способствовавшим изучению и сохранению древнерусского искусства, реставрации памятников старины.
В истории отечественного искусства Грабарь, пожалуй, единственный, кто был наделен редким даром живописца и невероятным талантом организатора, умел видеть перспективы музейной работы, понимал необходимость и методы сохранения художественного наследия страны. Обладая страстным, кипучим темпераментом, он добивался превосходных результатов в каждом виде деятельности.
В своем творчестве Грабарь синтезировал опыт пейзажистов предшествующих поколений — традиции русской школы и новации современных ему направлений европейского искусства: импрессионизма, постимпрессионизма, символизма, модерна. Он создал собственный тип русского пейзажа, нашел новые возможности отображения родной природы в «послелевитановскую» эпоху. Широкое признание пришло к нему благодаря великолепным импрессионистическим пейзажам и натюрмортам. Вслед за знаменитой картиной «Февральская лазурь» (1904, ГТГ) он создал цикл работ под названием «Сказка инея». Творчество Грабаря существенно повлияло на развитие импрессионизма в России.
В экспозиции представлено около 120 живописных произведений художника из 15 музейных коллекций. На выставке Игорь Грабарь предстает в разных ипостасях. Прежде всего, как талантливый живописец, создавший серию совершенных шедевров — зимних пейзажей и натюрмортов. В художественном развитии он прошел путь от импрессионизма к декоративной плоскостности и обобщенности сезаннизма, придя к соцреализму.
Первый зал оформлен как гостиная усадебного дома. Здесь представлены работы, исполненные в подмосковных имениях. Уже первые осенние пейзажи, написанные в Наре и показанные на выставке журнала «Мир искусства» 1901–1902 годов, произвели сенсацию среди зрителей необычной трактовкой природы и манерой исполнения. Тогда молодой художник, только что вернувшийся из Европы, предоставил на выставку девять полотен. Картину «Луч солнца» (1901) приобрел Совет Третьяковской галереи.
Следующий зал решен как воображаемый парк-пленэр — место создания зимних пейзажей — и как мастерская, где художник писал портреты. В начале зимы 1904 года Грабарь оказался в Дугине — подмосковной усадьбе друга и художника Николая Мещерина. Здесь появились лучшие его произведения, среди которых «Февральская лазурь» и «Мартовский снег» — наиболее яркие и выразительные примеры использованного художником метода разложения цвета, дивизионизма.
Важное место в творчестве Грабаря занимают натюрморты. В таких картинах, как «Хризантемы» (1905), «Неприбранный стол» (1907), художник находит множество тонких колористических и композиционных решений.
Последний небольшой зал третьего этажа оформлен в виде реконструкции кабинета искусствоведа, в котором можно познакомиться с научными трудами Грабаря.
Особенность кураторского решения экспозиции заключаются в том, что она представляет Грабаря в различных качествах не столько архивными документами, сколько художественными произведениями — результатами его разнообразной деятельности, расширяя для зрителя круг интересов художника.
Дизайнерское решение залов второго этажа раскрывает Грабаря как организатора в области музееведения, реставрации и охраны памятников. При Грабаре собрание Третьяковской галереи значительно пополнилось, в частности древнерусскими иконами и живописью художников авангарда. Таким образом он обозначил новые перспективы развития музея. Десять картин художников авангарда — М.Ф. Ларионова, Н.С. Гончаровой, И.И. Машкова, П.П. Кончаловского, К.С. Петрова-Водкина, А.В. Лентулова, Р.Р.
Фалька, В.В. Кандинского — можно увидеть на выставке.
Грабарь создал институции, которые успешно работают до сих пор — реставрационный центр его имени и институт искусствознания. Он был автором масштабных научных трудов, например, первого и второго многотомных изданий «Истории русского искусства». Много сделал для сохранения архитектурных памятников древнерусского искусства и XVIII–XIX веков. Так, благодаря Грабарю не был взорван, а сохранен для потомков храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Раскрывая эту сторону деятельности Грабаря, в экспозицию включили спасенные древние памятники, в том числе четыре доски знаменитого Васильевского чина из Успенского собора города Владимира, по преданию исполненные Андреем Рублевым. Кроме того, здесь представлены иконы, которые экспонировались на подготовленной И.Э. Грабарем и А.И. Анисимовым выставке «Памятники древнерусской живописи. Русские иконы XII–XVIII века», которая проходила в Германии, Великобритании и США в 1929–1932 годах. В пространстве этого же этажа представлены автопортреты Грабаря и написанные им портреты знаменитых ученых.
Выставка открыта c 18 ноября 2022 по 26 февраля 2023.