Новости культуры российских регионов
20 октября 2022
Москва

Малевич, Шагал, Фальк и другие авангардисты в Еврейском музее

98 работ известных художников представлено на новой выставке «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства»

          Проект Еврейского музея и центра толерантности реализован совместно с «Энциклопедией русского авангарда» и Ельцин Центром. Около 100 работ русских авангардистов - Марка Шагала, Казимира Малевича, Льва Юдина, Константина Рождественского, Анны Лепорской, Ильи Чашника, Николая Суетина, Валентина Курдова, Веры Ермолаевой, Павла Филонова, Роберта Фалька, Дмитрия Санникова и других.

         Здесь же можно увидеть ту самую картину Анны Лепорской «Три фигуры», которая прославилась тем, что в 2021 году охранник галереи Ельцин Центра, где проходила выставка, пририсовал изображенным на холсте фигурам глаза. Третьяковская галерея отреставрировала работу и предоставила на выставку.

         Впервые выставочный проект был показан в арт-галерее Ельцин Центра, а в Москве он дополнен графикой из Третьяковской галереи, супрематистским фарфором из Государственного Эрмитажа и Музея-усадьбы «Кусково», живописью из Витебского областного краеведческого музея. 

         Важной частью выставки стал специальный проект «Я — Малевич» — новаторский эксперимент, сочетающий исследования, игровые элементы и цифровые технологии, который предложит зрителям увидеть выставку глазами одного из десяти художников, чьи работы представлены в экспозиции. С помощью своего смартфона, наушников и QR-кода игры «Я – Малевич» посетитель сможет выбрать, от чьего лица посмотреть выставку. Путешествие с каждым героем продолжительностью около 15 минут позволит зрителю — как впервые встретившемуся с авангардом, так и искушенному — погрузиться в хитросплетения художественной жизни начала ХХ века, пройти жизненный и творческий путь выбранного персонажа, по-новому взглянуть на авангардные произведения и понять, как зарождалось новое искусство 100 лет назад. Специальный проект доступен по входному билету на выставку и рекомендован для зрителей старше 10 лет.

        Центральная тема выставки — история одного из наиболее ярких этапов деятельности Казимира Малевича по созданию новаторской школы авангардного искусства: от формирования объединения УНОВИС («Утвердители нового искусства») в Витебском художественном училище, куда Малевич был приглашен преподавать в 1919 году, до периода постсупрематизма 1930-х, когда около мастера остались только самые верные ученики.

       Трактат «Мир как беспредметность», написанный Казимиром Малевичем в 1921–1922 годах, подвел итог более чем десятилетней живописной эволюции художника. Супрематизм стал одной из основ авангарда, глобально определил путь его развития, сделал его уникальным и неповторимым, а для учеников и последователей мастера теория беспредметности превратилась в своего рода религию.
        Выставка будет работать до 19 февраля.