В нашей жизни еще есть место чудесам. Судите сами: в московском Центральном доме актера только что прошла премьера музыкального спектакля «Песни перелетных людей», который посвящен российским гениям, вынужденно покинувшим страну. И он яркий, эмоциональный, понятный как старшему поколению, так и молодому. Более того, увидеть его сможет не только столичная публика, но и провинциальная — показы запланированы в Краснодаре, Новороссийске и Симферополе. А всё потому — и это самое удивительное - что спектакль получил президентский грант на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных индустрий.
Спросите, в чем подвох? Всё объясняется просто: спектакль был задуман еще в прошлом году и посвящен 100-летию отправки «философских пароходов» из России, когда из страны выслали тех, кого советской власти «расстрелять не было повода»: например, философов Ивана Ильина, Николая Бердяева, Семена Франка. Но центральными персонажами «Песен» становятся те, кто донес до нас травматичный опыт эмиграции, творцы - Марина Цветаева, Марк Шагал, Иосиф Бродский и еще целый ряд выдающихся деятелей искусства. Именно их стихи, проза, дневниковые записи стали основой «Песен перелетных людей».
Автор сценария, поэт Владислав Маленко так рассказал о зарождении замысла: «Представьте сон про Марину Цветаеву, Александра Вертинского, Марка Шагала, Ивана Бунина, Иосифа Бродского. Они все любили свою родину. Но однажды оказались в неком духовном терминале, перед выбором. И они все остались верны родине и вернулись в нее своим творчеством, несмотря на то что физически оказались вне России. Обо всем этом я размышлял, и мне пришла идея сделать такую инсценировку, лоскутное одеяло, которое мы назвали «Песни перелетных людей».
Осуществить эту дерзкую идею помог режиссер и создатель весьма необычного театра «Мастерская театральных ремёсел» Андрей Щукин и его актеры, бывшие ученики по эстрадному факультету ГИТИСа. Щукин создал мультижанровый театр с универсальными артистами, которые, как выяснилось, обладают и музыкальными талантами. На сцене всего четыре артиста, но звучат они как полноценный ансамбль и оркестр. Так, собирательного персонажа — уезжающего гения — играет Аскер Бербеков, победитель 8 сезона шоу «Голос», и его герой поет, танцует, страстно читает стихи и отчаянно шутит. Впрочем, всё это с легкостью Фигаро делает и трио «провожающих»: Роман Сарнацкий — профессиональный саксофонист и кларнетист, театральный и цирковой композитор, а также прекрасные Анна Киселева и Анастасия Слепченко — актрисы дубляжа и замечательные певицы.
Весь квартет выдает на сцене нечто феерическое и понятное всем поколениям: например, Анна Киселева в арии «Каста дива» звучит не менее пронзительно, чем Мария Каллас, а Роман Сарнацкий превращает стихотворение Иосифа Бродского «Бабочка» в зажигательный ...рэп, виртуозно играя повторяющимися звуками и вплетая туда картавость автора. А еще все четверо профессионально играют на разных музыкальных инструментах вплоть до электронных, выдавая местами рокерский драйв. Как уморительны их частушки про Горького под баян! Замечательно и танго, во время которого Бербеков-Бродский произносит свои хлесткие как пощечины максимы из своей нобелевской речи и интервью. К примеру, эту печальную: «Можно вернуться на место преступления, но нельзя вернуться на место прежней любви» - в ответ на вопрос, не собирается ли он приехать в Россию. Вообще волны веселья чередуются с щемящей горечью и происходящее на сцене всё время держит в напряжении и удивляет (талант режиссера и исполнителей не дает распасться представлению на яркие концертные номера).
Самое удивительное в спектакле в том, что драма, а то и трагедия отъезда-изгнания показана весьма эксцентрически. Знакомые многим строчки становятся мини-шоу или музыкальными композициями, исполненными в современной манере. Например, воспоминания о послереволюционной России из дневников Марины Цветаевой авторы подали как ток-шоу с вопросами и ответами. Вероятно, это сделано не только для актуализации темы и привлечения молодежной аудитории. Ирония, как известно, - прекрасная форма защиты и именно фарсовость подчеркивает сюрреалистичность того, что произошло с лучшими людьми русской культуры, вынужденно оказавшимися за ее пределами, или оставшимися/вернувшимися и погибшими. Искусственное веселье всегда прикрывает звенящее отчаяние. Это еще вопрос, кому хуже — уехавшему или оставшимся?
При этом все главные вопросы остаются незаданными, но после услышанного и увиденного они неизбежны для зрителя, как и серьезные размышления. Здесь можно только поблагодарить авторов (а артисты в полной мере соавторы сценариста и режиссера) и всю команду проекта, и удивиться русской истории, которая повторяется. Возможно, потому, что самые ее тяжелые страницы остаются неотрефлексированными. Создатели спектакля убеждены, что сделали по-настоящему патриотический спектакль. И действительно, те гении, чьи голоса звучат в спектакле, любили родину, несмотря ни на что, и воспринимали её потерю как личную трагедию, рассекшую их жизнь надвое. Вспомните Бродского, который в СССР прошел через психушку, тюрьму, ссылку и который даже после это не хотел уезжать, его вынудили:
Во избежанье роковой черты,
я пересек другую - горизонта,
чье лезвие, Мари, острей ножа.
Над этой вещью голову держа,
не кислорода ради, но азота,
бурлящего в раздувшемся зобу,
гортань... того... благодарит судьбу.
«Мы не действовали по отмашке, не опирались на конъюнктуру, - признается автор Владислав Маленко. - Замысел спектакля возник гораздо раньше, чем произошли последние события». Но, конечно, сейчас «Песни перелетных людей» воспринимаются по-другому, нежели во времена, когда задумывались. «Мы все сейчас находимся в состоянии Рубикона, с нами происходят события библейского масштаба, - говорит Маленко. - Мы все с билетом в руке трепещем на ветру. Мы все находимся в зоне принятия решения».
Боюсь, этот спектакль станет легендой, которую передают из уст в уста. Сейчас, правда, к этому прибавилось видео, снятое на смартфоны. Это прекрасно для проекта, но печально для потенциальных зрителей. Для нас с вами. Так что, если есть возможность, идите на «Песни», тем более, что все спектакли бесплатны (билет можно получить через сайт проекта песниперелетныхлюдей.рф) и доступны только в ближайшую неделю. Удастся ли еще увидеть представление в Москве по истечении действия гранта, пока под вопросом.
Татьяна ЕФЛАЕВА