Новости культуры российских регионов
16 июня 2022
Москва

Василий Чекрыгин. Расширенная экспозиция в Третьяковке

20 графических листов художника-мистика из серии «Воскрешение мертвых» можно увидеть с 16 июня по 30 октября 2022 года

К 125-летию со дня рождения Василия Чекрыгина Третьяковская галерея открывает расширенную экспозицию произведений художника и знакомит с наследием гениального графика начала ХХ века, одного из основателей и наиболее ярких участников творческого объединения «Маковец». Впервые перед публикой предстанут 20 графических шедевров из серии «Воскрешение мертвых» (1921–1922) — цикла, знаменующего заключительный этап творческой эволюции художника.

         Стоит отметить, что в собрании Третьяковской галереи находится одна из лучших музейных коллекций графики Чекрыгина — около 450 произведений, большая часть которых поступила в 1970–1980-е годы из семьи художника. История комплектования коллекции связана с именем известного искусствоведа и музейного деятеля А.В. Бакушинского. В 1923 году он организовал в Цветковской галерее посмертную выставку произведений Чекрыгина и способствовал поступлению в Третьяковскую галерею от вдовы художника 30 первоклассных рисунков. Потом коллекция пополнилась работами, подаренными галерее крупным специалистом по истории графики А.А. Сидоровым и известным коллекционером русского авангарда Г.Д. Костаки. Персональная выставка Василия Чекрыгина прошла в Третьяковской галерее в 2017 году.

Знакомство с философией русского космизма было важным событием в жизни художника. Прочитав на излете 1920 года книгу «Философия общего дела» Николая Федорова, потрясенный Чекрыгин решил посвятить себя федоровской идее преодоления смерти. За короткий срок художник исполнил большую серию рисунков и ряд живописных произведений, непосредственно связанных с учением Федорова и посвятил «памяти великого праведника и учителя» собственный трактат «О Соборе Воскрешающего музея» (1921). Он решился на радикальное высказывание – задумал воплотить такой музей-храм в реальности, но 3 июня 1922 года трагически погиб, попав под поезд на подмосковной станции Мамонтовка.

         Сегодня в камерной экспозиции представлено раннее творчество художника — иллюстрации к трактату «О Соборе Воскрешающего музея», а также графические листы из серии «Воскрешения мертвых». И хотя тема «Воскрешений» пластически «вырастает» из более ранних серий («Бытие», «Восстание», «Голод») и развивается параллельно с ними, очевидна обособленность собственно «федоровской» страницы в искусстве Чекрыгина.
         В этой связи необыкновенно важны попытки восстановления целостного замысла музея-храма. Судя по воспоминаниям современников, пять взаимосвязанных графических эскизов фрески должны были стать композиционным центром среднего пояса настенной росписи. Здесь фигуры
воскрешаемых еще только восстают из небытия, освобождаются из плена смерти. В последующих рисунках мастер уже стремится создать «очищенный образ просветленной плоти», погружая своих героев в световые потоки, добиваясь впечатления тончайшей прозрачности, эфемерности
телесного начала. Мистические иллюстрации к рукописи трактата «О Cоборе Воскрешающего музея» по-новому раскрывают темы «претворения плоти в дух» (сюжет картины 1913 года) и непрерывных преображений материального и духовного в самом акте творчества.

Мысли о преображающей роли искусства не оставили Чекрыгина до конца его жизни. Проект дает редкую возможность публике ознакомиться с наследием мастера, художника-мистика и провидца, стремившегося осуществить уникальный для прошлого столетия духовный и художественный проект.

         Выставка в Новой Третьяковке открыта будет работать с 16 июня по 30 октября 2022 года.