Новости культуры российских регионов
5 апреля 2022
Урал

«Межсезонье» балету не помеха

В Тобольске прошел Первый открытый российский фестиваль современного и актуального кино «Алафейская гора»
Кадр из фильма "Межсезонье"

На карте отечественного фестивального движения старинный сибирский город, основанный на месте слияния крупных рек Тобола и Иртыша, возник впервые. Между тем тоболяки в этом году будут отмечать 435 лет со дня рождения своего славного града.  В котором сочетаются эпичность одного из духовных центров России, образцы сибирского зодчества (здесь находится единственный в краю каменный кремль) и артефакты эпохи Короленко и Ершова, Алябьева и Менделеева. В городе Тобольске Тюменской области двадцать лет назад работал Алексей Балабанов над фильмом «Война», а сейчас притягательным для туристов стал тематический парк «Тобол», после выхода три года назад одноименной картины по роману Алексея Иванова.

Первая «Алафейская гора» была богата мероприятиями: конкурсы полнометражного и короткометражного кино (9 и 17 фильмов), 5 спектаклей, 16 мастер-классов (в числе спикеров режиссер Александр Котт и оператор Мария Соловьева), а также разнообразная концертная программа и творческие вечера. Гостями киносмотра, в частности, стали народные артисты России Лариса Лужина, Аристарх Ливанов, Сергей Шакуров. Двум последним на церемонии закрытия феста были вручены призы за выдающийся вклад в развитие кинематографа. Юбиляр Сергей Каюмович, с которым художественный руководитель фестиваля и продюсер Сергей Новожилов знаком 36 (!) лет, порадовал собравшихся отличной физической формой. И даже удивительно, что 80-летний Шакуров стал звездой еще во времена советского кинематографа, а почти и не изменился.

Жюри конкурсной программы полнометражных фильмов возглавлял актер Андрей Руденский, а его коллегами стали режиссер Тимофей Жалнин и киновед Наталья Тендора. В конкурсе полного метра участвовало 9 фильмов, из которых 5 – дебютные работы. И практически все они о дне сегодняшнем, о наших современниках. Отвечая фестивальной повестке. Кстати, четыре женщины-режиссера, из которых только Наталья Назарова («Райцентр», и это Диплом оргкомитета с формулировкой «За человечность в каждом кадре, за актуальность и гуманизм») не нуждается в особом представлении, остальные дебютантки.

«Межсезонье» Александра Ханта – самый драматический камертон в большом конкурсе, заслуженно получивший три награды.  Как «лучший фильм» (Гран-при), лучшая женская роль – Евгения Виноградова, и лучшая операторская работа – Наталья Макарова. Это вторая режиссерская работа талантливого Александра Ханта, пять лет назад ярко дебютировавшего фильмом «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов». В новой картине, сумрачно-тревожной, наполненной треками актуальных молодежных групп, в избытке трагизма. И она совсем не похожа на дебютного «Витьку Чеснока». Вообще путь «Межсезонья» к экрану был довольно тернистым; запускались на краудфандинговой платформе «Планета», обходились ограниченным числом сотрудников. Но фильм, о любви и свободе, о зыбкости границ, когда тебе 15, сложился. Порой даже как античная трагедия он звучит. С поправкой на вечную российскую бесприютность. Снимали в Екатеринбурге и частично в Ханты-Мансийском автономном округе, на родине режиссера. …Саша и Даня, 15-летние школьники, в своем отчаянном протесте и вызове миру взрослых, пошли до конца. Здесь важно было не сфальшивить ни нотой, и Ханту удалось. И лица искренние, и слова, и чувства. Органичны в ролях главных героев Женя Виноградова и Игорь Иванов. И если характер робкого, нерешительного поначалу Дани претерпевает ожидаемую эволюцию, то порывистая, бескомпромиссная Саша пленяет сразу. Несчастные дети по существу, он вырос без отца, у нее отчим из силовиков…В основе картины – реальная история подростков, пять лет назад трагически погибших при штурме частного дома в поселке Псковской области. Они называли себя Бонни и Клайдом, хотя банков не грабили, были слишком юны…Хант не реконструирует реальную трагедию, но складывает из паззлов враждебного мира (в отрочестве редко бывает иначе) свою панораму российской глубинки, где маются талантливые, яркие, но потерявшиеся девочка с мальчиком. И у Саши челка как у Бонни – Фэй Данауэй. Примечательно, что по окончании конкурсного показа «Межсезонья» с места в карьер кинулась кричать тетя об «отвратительных подростках», о том, что «никому тут сочувствовать нельзя», и «вредный пример, пойдут оружие брать, воровать». Классическая зрительница из числа тех, которые Сашу с Даней никогда не поймут. Как и своих детей не понимают и не хотят понять. Но нашлись и девочки-старшеклассницы, в которых фильм «попал». И это, конечно, удача режиссера, который своей адресной аудиторией видит оба поколения. В идеале.

Еще одна картина на тему трудных подростков, «Выйти из группы» Марии Тумовой, снята с доходчивостью плаката-агитки. Тут вербуют школьников в секту загадочные киберпреступники, призывающие «очистить» мир от скверны: от алкоголиков, бомжей, да и просто от тех, кого тебе целью назначат. «Братство» проповедует, конечно же, «новый мировой порядок». Беда в том, что к болезненной проблеме, заявленной в картине, тут применены такие штампы…И со сценарием и с актерской игрой явные нестыковки. Будто смотришь вторую часть «Училки», благо и продюсеры одни и те же.

«Джулур: мас-рестлинг» Валентина Макарова, якутская драма о преодолении и важности семейных уз в кризисное время, получила и приз за режиссуру, и награду за лучшую мужскую роль – Гаврилу Менкярову. Вообще это, пожалуй, самый простодушный фильм конкурса по режиссуре, он легко мог бы уложиться в короткий метр. Фильм не становится открытием в якутской волне, той, что несколько лет назад так громко заявила о себе. Это вполне традиционная история о том, как важно верить в себя и не сдаваться. И главный герой, честный парень Джулур, занимается мас-рестлингом и стремится к победе не из любви к спорту. Изначально у него благородная задача: вырвать из органов опеки малолетнюю сестренку. А для этого нужны победные деньги. Морализаторства здесь в избытке, но история отвечает формату «для семейного просмотра».

Совсем к иному семейному просмотру апеллирует драма Галины Уразовой «Капкан». Эту картину лучше поймут люди с опытом утраты. Семейная пара потеряла своего ребенка. Боль трагедии привела к тому, что разговаривать стало незачем. Они живут отшельниками на хуторе, угрюмый егерь и его жена. Он похож на героя в «Бирюке» Балаяна. День за днем обыденной рутины, он возвращается с работы, она хлопочет по хозяйству, встречает, снимает с него сапоги, кормит. Режиссер говорила, что ее детство прошло на подобном хуторе, где ритм жизни сильно отличается и от сельского, где тишина и отрешенность становятся нормой. В «Капкане» нет диалогов совсем, лишь ближе к финалу появляется одна-две реплики от героини. Это достойная работа актрисы Марии Болтневой, в чьем арсенале здесь аскетичный инструментарий. Походка, пластика, глаза женщины, свыкшейся с горем, которое никуда не уходит. Жаль, эта работа осталась без внимания жюри.

Призом кинопрессы «За умение виртуозно ходить по краю, не падая, а взлетая» был отмечен фильм «Лебединое озеро». Это третий фильм одаренного Антона Бильжо. И он, безусловно, весьма выделяется на общем фоне. И редким жанром, где сатира сплетается с фарсом и мелодрамой. И изобретательной драматургией (сценарий того же Бильжо). И безупречным кастингом (очень смешной Игорь Яцко в роли провинциального губернатора). Похоже, что Бильжо унаследовал от папы-психиатра и знание человеческой натуры, и чувство юмора, и любовь к прекрасному. Последнее здесь олицетворяет Ольга Цирсен (здесь она и сопродюсер также), играющая жену губернатора. Цирсен, к слову, была звездой и предыдущего фильма Бильжо, «Амбивалентность». Здесь же она – прекрасная птица в золоченой клетке, мается жена губера среди усадебного шика с его фазанами да старинными иконами. А тут муж возьми да предложи ей, бывшей балерине, поставить любимый народный балет в местном театре. Пиар будет на предстоящих выборах. «Разве же ты не первая леди?» Героиня вырывается за пределы усадьбы…чтобы вкусить свободы и встретить первую любовь. Ольге Цирсен очень идут все эти наряды из прошлого века, платья в пол и шляпки, кринолины и жабо. Ее длинная точеная шея точно «рифмуется» с лебедями, которых мужнины слуги подталкивают к барскому пруду. Ревность, измена, социальное неравенство, здесь, в этом «Лебедином озере» вроде так все избыточно, и в то же время, все по делу. Заслуженная фестивальная история.

Другая же история, под названием «Бабки», удостоена приза «за лучший сценарий» - Андрей Таратухин, Юлия Крутова, Наталья Милашкина. «Бабки» - это режиссерский дебют 29-летнего Никиты Владимирова, внука блистательной Алисы Фрейндлих. Добрая, ироничная, народная комедия с прекрасным женским ансамблем (где выделяются Ольга Волкова и Анна Алексахина) и эксцентричным Сергеем Дрейденом. Слово «бабки», как известно, имеет двоякое значение. Две женщины «третьего возраста» попадают на бабки, если вывести фабулу кратко. А если сюда включить искрометный комический талант Ольги Волковой? Тогда при режиссерском чутье как у Никиты Владимирова, может получиться картина, наследующая традициям доброго рязановского кино, не времен «Небес обетованных», но где-то на грани. С 31 марта «Бабок» можно увидеть в кинотеатрах.

Никита Владимиров на «Алафейской горе» стал призером дважды. Он также является продюсером лучшего короткометражного фильма «Холодно». Режиссер-дебютант Данил Иванов снял остроумное роуд-муви о приключениях двух полицейских в трескучей, морозной российской глубинке. В 9-минутной картине заняты такие прекрасные актеры как Дмитрий Куличков, Павел Ворожцов, Ольга Лапшина, Анна Слю, Даниил Стеклов.

Первый фестиваль «Алафейская гора» был бы невозможен без поддержки компании «Сибур», выступившей генеральным спонсором феста.

Оксана ГАВРЮШЕНКО

Тобольск – Москва