Новости культуры российских регионов
29 октября 2021
Урал

Кино про кино и про людей

В Екатеринбурге прошёл 32 Открытый фестиваль документального кино «Россия»
Фото с официальной страницы фестиваля

Человеческий фактор – вот, пожалуй, то, самое главное, что объединяет практически все фестивальные картины. Они, то есть, мы, обычные люди – герои всех этих невыдуманных историй. Смешных, грустных, трагических, современных и исторических, актуальных, добрых, принципиальных, серьёзных, легкомысленных. Всё смешалось в этом фестивальном калейдоскопе и представило нам удивительную картину жизни большой страны.

Главный приз был присуждён фильму Владимира Головнёва «Дальний план». Это самое настоящее «кино про кино», ибо посвящена картина тому, как в соответствии с федеральной программой в небольших городах и сёлах России открываются современные 3D кинотеатры. И люди, отвыкшие за эти годы от такого простого и приятного проведения досуга, как поход в кино, с трудом открывают его для себя заново. В некоторых местах, как, например, в одном из посёлков в Коми, уже пустуют целые районы и кварталы, люди уезжают из родного края. Несколько жутко и нереально выглядят эти пустующие дома. Тем не менее, новый кинотеатр готов к открытию, детишек везут туда на санях, а сотрудницы кинозала уже при параде, собираются встречать гостей. Инспекция из центра проводит рейд по Омской области, проверяет, как ведётся работа на местах. Для кого-то это дополнительная и утомительная новая обязанность, а кто-то, наоборот, подходит к делу творчески и старается сделать всё, чтобы зрители вернулись в кинотеатры. Отдельной новеллой в картине стоит рассказ про сельского киномеханика из маленького села, которого так увлекла волшебная киностихия, что он решил самостоятельно, на телефон, снимать сериал о своей жизни. Вообще, этот киномеханик достоин отдельного фильма, удивительно интересный типаж. Фильм «Дальний план» также получил Приз имени Леонида Гуревича  «За поиск оригинального драматургического решения».

С ещё одним неординарным человеком знакомит фильм Владимира Кривова «Мой друг йети». Картина была удостоена Приза Свердловской организации Союза кинематографистов России. Герой этой ленты – абсолютно счастливый человек. Он всю жизнь занимается только тем, что ему интересно, он искренне и свято верит в свою идею и мечту, к его чудачествам с добрым снисхождением относятся родные и знакомые, и вообще он просто наимилейший человек. Игорю Бурцеву уже за 70, практически всю свою жизнь он посвятил поискам снежного человека. Он ездит по миру, собирает свидетельства очевидцев (самому пока с йети встретиться так и не довелось), и его убеждённости в том, что это явление природы существует, можно только позавидовать. За все эти годы у него не появилось ни малейшего сомнения в правильности своего пути. Авторы фильма смотрят на своего героя с доброй улыбкой, и этот позитивный настрой передаётся зрителям с экрана. Пока такие люди на нашей планете существуют, мы ещё способны жить и удивляться чудесам.

Есть и другие люди, которые кладут жизнь на то, чтобы помогать другим. И это вовсе не потому, что они такие уж хорошие, почти святые. Они такие же, как мы, со всеми недостатками и отрицательными чертами. Просто иногда судьба ставит перед человеком такие задачи и вопросы, решить которые можно лишь одним способом – посвятить себя тем, кому хуже, чем тебе. Емилиан, герой фильма Григория Курдяева «Ноев ковчег», в прошлом успешный бизнесмен. В какой-то момент с бизнесом что-то пошло не так, начались серьёзные проблемы, и он даже подумывал о самоубийстве. Но ему был уготован другой путь. В итоге Емилиан создал сеть приютов для бездомных «Ной». Сейчас в «Ное» уже 18 домов и почти 1000 постояльцев. Это и бомжи, и алкоголики, и люди с трудной судьбой, и матери-одиночки. И вот всем этим непростым контингентом Емилиан управляет один с несколькими помощниками. Управляет, порой, жёстко и даже жестоко. Но иначе, наверное, и нельзя. Фильм «Ноев ковчег» получил Приз Уполномоченного по правам человека.

Картина Владимира Захарова «Реанимация жизни» удостоилась Приза за лучший короткометражный фильм. Герой фильма – детский реаниматолог Алексей Завальский, который нашёл себя в живописи. Свои полотна он продаёт, а вырученные деньги отдаёт семьям с тяжело больными детьми.

Несколько дипломов жюри конкурса документальных фильмов под председательством режиссёра Алексея Федорченко присудило не режиссёрам, а самим героям фильмов. Впрочем, это, конечно, и режиссёрская награда, ведь точно и тонко показать человека в документальном кино – виртуозная и сложная работа. По словам режиссёра картины «В лысого не стрелять!» Анны Артемьевой, «это фильм о свободе выбирать жизнь, которую не стыдно прожить». Герою фильма  - майору Вячеславу Измайлову - ни секунды не должно быть стыдно. Пройдя Афганистан, зная о войне не понаслышке, работал в военкомате подмосковного Жуковского. Отправлял мальчишек в армию. А тут - чеченская война. Погибает первый призывник. Измайлов уходит из военкомата и уезжает в Чечню, чтобы спасать пленных солдат. На его счету 174 спасённых человека. И то, цифра не точная, четкий подсчёт никто не вёл, никто, и уж тем более сам Измайлов. Он просто делал то, что подсказывала ему его совесть. Ни ради славы, ни ради наград. Очень ценный документ эпохи этот фильм. Много интервью и такой информации, от которой кровь стынет в жилах и слёзы на глазах. Честное кино. Формулировка диплома майору Вячеславу Измайлову звучит так: «с восхищением и благодарностью за сотни спасённых жизней!»

Ещё один диплом с формулировкой «с восхищением и пожеланием терпения!» был присуждён Натальей Левиной – героине фильма Татьяны Соболевой «Русский путь». Также картина была удостоена приза «Герой нашего времени», который присуждает газета «Аргументы и Факты».

Герои картины Никиты Белорусова «#домой» жизни не спасали, но оказали неоценимую помощь многим людям. Теракт в питерском метро 2017 года. Город парализован, транспортный коллапс, множество народу не может попасть домой - не на чем доехать. Официальные структуры не смогли сделать то, что совершили обычные горожане. Автомобилисты соорганизовались и стали подвозить людей. Появился специальный чат с этим хэштегом «домой», работа была налажена грамотно и чётко. Что самое главное - людей в этот вечер возили бесплатно. Никому даже в голову не приходило брать деньги с тех, кто оказался тогда в такой ситуации. Хотя нет, приходило. Некоторым таксистам, которые заламывали цены с несколькими нулями. Но о них надо снимать другое кино. А это фильм о настоящих людях.

Не обошли своим вниманием кинематографисты и самую актуальную тему двух последних лет – коронавирусную, карантинную. Режиссёр Сергей Дебижев представил свою творческую вариацию этого сюжета. Его фильм «Пауза в Санкт-Петербурге» - это невероятно красивая видеозарисовка города на Неве, живущего в режиме ковидных ограничений, которые, согласно воле неведомого автора, то ослабевают, то снова нарастают. Мудрый город здесь как фон для суетливого людского муравейника, исчезающего и вновь появляющегося, то в масках, то без масок. Пустынный город красив и величествен, но и город, заполненный людьми, прекрасен, ибо только тогда он – живой. Единственный минус этой картины – её неоправданная затянутость, 52 минуты слишком много для видеоклипа (в фильме уместились аж целых четыре песни группы «Наутилус Помпилиус»), а вот будь она покороче, цены бы ей не было.

А вот Владимир Сидоров своим 17-минутным фильмом «Победа» сумел коротко, ёмко и сильно рассказать о важном. 2020 год, 9 мая, самый разгар ковидных ограничений, все мероприятия запрещены. Маленький город Трубчевск в Брянской области празднует тихо, скромно, человечно. Энтузиасты ходят и во дворах у ветеранов поют «День Победы». Люди на балконах с портретами своих погибших поют «Катюшу». И это не казённые гуляния, по разнарядке. Это от души и от сердца. Потому и трогает этот скромный фильм, где нет идеологии и фальши, а есть душа и щемящая искренность.    

То же самое можно сказать и про 14-минутную «Чайку» Армана Айвазяна. Это очень интимная, скромная и нежная лента о простой человеческой судьбе. Режиссёр рассказывает о своём отце, а каждый зритель может легко проецировать историю на своих близких, уже ушедших, дорогих и родных.

Недаром в финальный день фестиваля состоялся круглый стол на тему «Куда исчез короткий метр в эпоху кратких сообщений?» Полнометражное кино востребовано, и это, конечно, хорошо, а всё же без таких коротких, но важных и сильных фильмов палитра документального кино будет бедной и неполной.

В дни фестиваля прошло несколько интересных мастер-классов по монтажу, получению грантов, редактуре и продюсированию.

Специальным событием фестиваля стала премьера фильма «Россия-Феникс?», который снял генеральный директор «России», режиссёр Георгий Негашев. Картина стала логическим продолжением сериала «Равная величайшим битвам», сделанного творческим коллективом кинокомпании «СНЕГА». Сериал был посвящён процессу эвакуации промышленных мощностей из угрожаемых районов страны на Урал в годы Великой Отечественной войны. Действие новой кинокартины разворачивается вокруг невиданной в истории по размаху деиндустриализации, начавшейся в России в 90-е годы и продолжающейся до сих пор.

Александра ИВАНОВА, Екатеринбург - Москва