Новости культуры российских регионов
18 октября 2021
Москва

Кино в стиле Kosher Style

7-й Московский еврейский кинофестиваль объявил победителей

Лучшим фильмом фестиваля этого года жюри во главе с режиссёром Вадимом Перельманом признало «Город у реки» Виестурса Кайриша (Латвия, Чехия, Литва). По словам Перельмана, это «эпическая, но при этом тонко сделанная картина, ты просто чувствуешь её». Приз жюри достался итальянской ленте «Не возненавидь» Мауро Манчини — сдержанной, но очень мощно заряженной и глубокой картине о вражде и прощении. Лучшая художественная короткометражка - «Её танец» Бар Коэн, а лучший документальный полнометражный фильм — «Это была не любовь» Майи Сарфати (обе ленты из Израиля). Лучшей документальной короткометражкой  признаны «263 ночи» Ирины Тарасовой (Беларусь, Израиль, Россия). Приз имени Якова Каллера за лучший российский фильм 2021 года на еврейскую тему закономерно ушел к «Урокам фарси» Вадима Перельмана — необычной страшной сказке со счастливым концом о том, как еврей спасся в концлагере, выдав себя за перса.

Новой на МЕКФ этого года стала номинация - «За фильм с наибольшим образовательным потенциалом». Награда в ней досталась ленте «Дети Уиндермира» Майкла Сэмюэлса (Великобритания, Германия) о реальной истории приглашения послевоенной Англией еврейских подростков-сирот, которые прошли сложный путь преодоления психологических травм и взросления. Номинация появилась неслучайно — на фестивале была организована большая  образовательная программа: Q&A с создателями проектов, дискуссии и круглые столы. Еврейский музей и центр толерантности организовал специальную антисионистскую программу, проведя несколько public-talks и киносеансов в её рамках. Отметим и другие нововведения 2021 года — презентация секции VR-кино и пометка Kosher Style, которой обладали все фильмы программы. Самым подходящим фильмом в кошерном стиле многим показалась душевная комедия «Американский огурчик» Брэндона Троста с Сетом Рогеном о том, как непросто найти общий язык представителям разных поколений еврейской семьи.

Организатором 7-го Московского еврейского кинофестиваля, как обычно, выступил Фонд поддержки и развития еврейского кино «Ковчег». Ему удалось собрать более 50 киноработ со всех концов земного шара — из Израиля, США, Латвии, Италии, Аргентины, Германии, Польши, Великобритании, Франции, Португалии, Нидерландов, Бельгии, России, Белоруссии, Украины, Грузии. Для многих картин эти показы стали европейскими и российскими премьерами.

О масштабе фестиваля говорят и фильмы открытия и закрытия. Ими стали «Где Анна Франк» Ари Фольмана и «Бабий Яр. Контекст» Сергея Лозницы. Обе картины мирового уровня, обе российские премьеры. «Фильм Сергея Лозницы важен и как продолжение рефлексии о Холокосте в творчестве, и, в первую очередь, как способ изучения тех событий, благодаря которому исторический факт не будет подменён вымыслом — случайно или злонамеренно», – резюмировал президент Федерации еврейских общин России Александр Борода. Современная же анимационная интерпретация истории Анны Франк поистине необычна — она сделана на основе удивительного комикса, точнее, графического романа, который говорит о трагедии Холокоста на понятном подросткам языке. Посмотреть ее можно будет уже следующей весной.

Татьяна ЕФЛАЕВА