Новости культуры российских регионов
21 мая 2021
Центр

Сон разума в летнюю ночь

«Сон в летнюю ночь» Уильяма Шекспира в Орловском театре «Свободное пространство»
Афиша с официальной страницы театра "Свободное пространство"

2021 – год, юбилейный для гениальной пьесы Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь»: комедия была создана в промежутке между 1594 и 1596 годами. Еще одна круглая для произведения дата связана непосредственно с Орловским театром «Свободное пространство»: постановка Виктории Печерниковой – десятый по счету спектакль из шекспировского наследия, представленный на сцене Театра для детей и молодежи.

«Сон в летнюю ночь» – одна из самых пленительных пьес мировой сцены, но это наивное обаяние простоты обманчиво: переплетение сюжетов и сказочность порой приводят к тяжеловесности постановочных решений, а грубоватый юмор может превратиться в вульгарность. Спектаклю Орловского театра «Свободное пространство» удается счастливо миновать эти подводные камни. Режиссер Виктория Печерникова со своей командой представляет ясное не затянутое действо, в котором две части одной любовной коллизии органично сочетаются, демонстрируя прочную причинно-следственную связь, а вплетение в ткань романтической фабулы прозаической истории мастеровых, готовящих уморительное представление к празднику, не разрушает целостности режиссерских и авторских построений.

Довольно большая пьеса вмещает несколько сюжетов, причудливо проникающих один в другой. Юные Гермия и Лизандр любят друг друга, но отец девушки мечтает выдать дочь за Деметрия. Тот, в свою очередь, ради красавицы оставил обожающую его Елену, которая не может преодолеть страсть, несмотря на явное пренебрежение юноши к ней. Все четверо бегут в таинственный лес, где становятся случайной жертвой выяснения отношений между правителями эльфов и духов. Люди оказываются заколдованными, влюбленные под влиянием чар меняют предметы своего сердечного влечения, а забредший по совершенно иному поводу в чащу ткач в результате колдовства приобретает не только ослиную голову, но и нежную любовь царицы Титании, так же зачарованной супругом. Лишь вмешательство потусторонних сил помогает разрешить эти коллизии.

Сюжет комедии в иных сценических пересказах кажется запутанным, но орловчане избегают усложненности. Мир людей и мир духов до поры существуют обособленно, но в художественном смысле параллельно. Рамочной конструкцией пьесы является подготовка к свадьбе афинского герцога Тезея (Владимир Козловский) и его невесты Ипполиты (Олеся Балабанова). Эти эпизоды играются в иронически-сказочном ключе. Режиссер выстраивает действо на авансцене перед роскошным сияющим золотом занавесом (сценограф Ксения Кочубей). Комические герои – подчеркнуто маскулинный правитель Афин и его крепко скроенная возлюбленная – бодро шествуют в сопровождении юркой изящно пританцовывающей свиты из четырех фрейлин. Костюмы на обручах, смешные объемные головные уборы, пышные золотистые рукава царицы амазонок и вечно спадающий сияющий воротник жениха (художник по костюмам Венера Казарова) придают персонажам юмористическую окраску и одновременно подчеркивают волшебную суть происходящего. Но этот помпезный выход лишь предваряет главное. Две юные четы, между которыми весьма сложные отношения, торжественно поднимаются на сцену из зрительских проходов и боковых кулис. Влюбленным друг в друга Гермии (Валерия Жилина) и Лизандру (Валентин Тюрин) – молодым, легкомысленным, но очень милым – не дает соединиться напыщенный отец девушки (Альберт Мальцев). Он прочит ей в мужья тщеславного Деметрия (Максим Громов), позабывшего прежнюю нареченную – маниакально настойчивую Елену (Ольга Виррийская). Ослушавшейся родителя красавице грозит жестокая будущность, и нежная парочка решается бежать.

Прорыв на волю обозначается и художественно – действие перемещается в глубь сцены. Небольшой планшет не загроможден декорациями: основным сценографическим элементом становятся светлые дощатые ящики разных размеров, которые изображают то трон правителей, то естественные препятствия леса, куда отправляются влюбленные, а вслед за ними и Елена с Деметрием. Постылая невеста порядком досаждает неверному: в одной из мизансцен он тащит ее, вцепившуюся ему в ногу, точно ядро. Юноша прячется от нее в ящике-лощине, запирает ее в ящике-пещере, но она неумолима. На выбеленном лице героини смешно и трогательно алеют круги румянца, делая ее похожей на большую дорогую немецкую куклу. Но есть и еще одна ассоциация – опосредованно шекспировская: нарумяненные героини напоминают о белом лике Елизаветы Тюдор, а «ренессансный» эффект подчеркивается костюмами, решенными в черном и белом цветах. Афинянки одеты в пандан – черные рукава выглядывают из-под белого сарафана на обруче, создающем некое подобие баски, довершает образ забавная высокая красная шапочка. В том же стиле облачены и юноши. Все эти пышные воротники и овальные формы – стилистический привет из эпохи Возрождения.

Это время – период душевного подъема, веры в человека и его права на земные радости. В этой связи особенно актуален тот факт, что Виктория Печерникова не превращает романтическую сюжетную линию в мелодраму, а делает ее отчетливо комедийной, что позволяет соединить в одной тональности истории, происходящие в мире людей – Тезея, влюбленных молодых людей и доморощенных актеров-мастеровых. (Разного рода переклички пронизывают спектакль, одна из них – на уровне текста: например, в одном из эпизодов Елена называет себя собачкой Деметрия, а уже через некоторое время окованные чарами юноши ластятся к героине, как преданные псы, при этом рыча и скаля друг на друга зубы). Остроумие и тонкость интерпретации этой части пьесы сменяются наивным светлым юмором, с которой решена вставная новелла о чудаках ремесленниках, репетирующих прежалостную трагедию «Пирам и Фисба» к свадьбе герцога. Потуги самодеятельных артистов на мастерство сыграны смешно и просто не без учета аудитории спектакля, ведь «Свободное пространство» – театр для детей и молодежи. Ткач Основа (Михаил Неженцев) – самодовольный, но искренний человек, мнящий себя знатоком изящных искусств. Туповат, но старателен Миляга (Антон Соколкин), добросовестно пищит Дудка (Дмитрий Иванюгин), изображающий Фисбу, Робин (Артем Исаков) элегантно светит фонарем в образе Луны, а плотник Питер (Станислав Иванов) с удовольствием командует своей разношерстной труппой.

         Совсем в ином ключе представлена мистическая история импульсивной супружеской пары – короля и королевы эльфов и фей Оберона (Сергей Козлов) и Титании (Мария Козлова). Лесное царство располагается по всей глубине сценической коробки, а таинственный лес изображается темно-зеленым занавесом с прорезями, из которых высовываются бесплотные руки, сплетающие пальцы, извивающиеся, тянущиеся к случайным путникам. Чаща полна свистов и шепотов, странных мелодий, смеха, пугающих возгласов. Вспыхивают подвесные лампы, точно блуждающие огоньки, глубоким сиреневым и красным мерцает воздух (художник по свету Максим Фомченков), под ногами шуршит розовое конфетти – воплощенная субстанция любви, пронизывающей атмосферу. Духи выплывают на планшет в завораживающем танце (хореограф Евгения Миляева). Продуманный пластический рисунок персонажей придает действу пульсирующий ритм, задает диковатую гулкую ноту в партитуре спектакля, только что казавшегося забавной сказкой. Томная страстная Титания выведена властной, привыкшей повелевать красавицей в воздушном белом тюле, ее брутальный супруг с лицом, покрытым бронзовой краской, точно закованным в маску, своеволен и жесток. Блестяще придумана и волшебная свита четы: лики героев исполнены в виде причудливых цветов, имена которых они носят, растения словно оплетают их платья, прорастают на головных уборах.

Но самое сильное напряжение рождается в дуэте дерзкого насмешника Пака (Андрей Григорьев) и главной феи из свиты Титании (Виктория Саленкова). Первый – лукавый, подвижный, как ртуть, бес с повадками и мимикой Мефистофеля, его соперница – надменное и хитрое существо в инфернальном красном сюртуке. Они поднимаются на сцену из люка, точно из преисподней. Духи служат своим своенравным хозяевам, спорящим из-за мальчика-пажа, ревнующим друг друга, делящим власть, но в глубине демонических душ по-прежнему влюбленных в свою вторую половину. Для каждого из героев придумана особая хореография, отвечающая их характерам. Режиссер выстраивает отличную мизансценировку, осваивая сцену и создавая выразительный пространственный рисунок, ритмичный и переменчивый, как и эта полная прелести и тайны сюжетная линия. На зрителя воздействуют цвет, динамика, пластика и музыка, и этот синтез в сочетании с композиционной и повествовательной ясностью – большая удача спектакля.

 

Разворачивающаяся далее хитроумная история ошибок и превращений, странных поступков, совершаемых под влиянием колдовского зелья, и перемен настроения героев, по мере сил отстаивающих свою любовь, сохраняет ту же простоту в изложении. В спектакле «Свободного пространства» нет темных мест, он понятен зрителю, даже не читавшему пьесы. Коварный Оберон восторжествует над своенравной супругой, но не угасшее чувство тронет его сердце, заставив развеять злые чары. Вдоволь потешится лукавый Пак, морочащий головы всем пришедшим в лес и не боящийся своего властного хозяина (говоря, что он бежит исполнять приказ «быстрее всех татарских стрел», нахальный бес подчеркнуто медленно уходит за кулисы). Смягчится афинский герцог, прислушавшись к просьбе своей невесты, заступившейся за две утомленные нежданными приключениями парочки (аргумент Ипполиты – поцелуй, и в этой придумке есть и юмор, и правда). И что, как не по-ренессансному радоваться, останется действующим лицам? Так, за праздничным свадебным столом, под смех персонажей над нелепейшей постановкой Основы и компании, завершится этот «Сон».

Он был волнующим и сказочным, трогательным и вещим. Не зелье кружило головы героям, а любовь. Режиссер открывал спектакль шекспировским сонетом о чувстве, не знающем «убыли и тлена», вкладывая стихи в уста прелестного Купидона (в этой роли – маленькая Ярослава Симонова, с ног до головы одетая в бронзу). Эти же строки вспоминают и гости на свадьбе Тезея. Великий поэт не намеревался «мешать соединенью двух сердец», и эту мысль берет за основу Виктория Печерникова в своей красивой и тонкой постановке. В то же время многое в пьесе заставляет задуматься и о темной стороне любви: о ревности (как у Деметрия, опрометью побежавшего в лес за чужой невестой), болезненной психологической зависимости женщины от мужчины (как у Елены, теряющей чувство собственного достоинства), неосмотрительности поступков (как у Гермии и Лизандра), своеволии и тирании (как у царственной эльфийской четы). Артисты орловского театра честно предупреждают об этом зрителя, представляя персонажей во всей полноте – с достоинствами и недостатками. Ведь только в волшебной комедии к услугам людей – таинственный сок травы, рассеивающей обман и заблуждения, а в жизни придется довольствоваться далеко не такими действенными средствами.

Дарья СЕМЁНОВА