Новости культуры российских регионов
4 сентября 2019
Москва

Любовь на фоне холеры

5 сентября в прокат выходит фильм Валерия Тодоровского «Одесса»

Одесса — город, о котором у каждого есть собственное представление. Даже у тех, кто здесь не бывал. Бульвары, платаны, оперный театр, «Одесские рассказы» и одесский юмор — ряд можно продолжать до бесконечности, но для фильма Валерия Тодоровского «Одесса», все эти одесские стереотипы не имеют значения. За исключением одного — эпидемии холеры, в последний раз случившейся в Одессе почти полвека назад. Холера здесь, впрочем, скорее фон. Фильм, не об эпидемии и не о городе, запертом на карантин, а о людях, которые в этих условиях впервые почувствовали себя свободными. Стали действовать без оглядки на запреты, повсеместные в эпоху, о которой идет речь.

Жанр

«Одесса» — это картина-воспоминание, романтическая попытка Валерия Тодоровского оглянуться на время, «когда деревья были большими», вспомнить о своей семье, детстве, родном городе, о среде и атмосфере, в которой он вырос, и которая осталась только в воспоминаниях.

Одновременно это и семейная драма, героев которой обуревают шекспировские страсти, и классическая пьеса с единством времени, места и действия, и отчасти фильм-катастрофа, в котором смертельная опасность, нависшая над героями, кардинально меняет их жизнь. Это история, рассказанная с непобедимой одесской интонацией – полной любви к жизни и мудрой иронии.

«Конечно, это такой «Амаркорд», — комментирует Валерий Тодоровский. — В том смысле, что у каждого режиссера должен быть свой «Амаркорд». Что у меня есть? Одесское детство и мои воспоминания, и двор, и родственники, и соседи, и какой-то мир ушедший, утерянный давно, и этот город, который на самом деле уже давно другой. А дальше — «Амаркорд» же не может быть абстрактным — в городе должно что-то происходить».

Сюжет

Одесса, начало августа 1970 года, жара, пляжи забиты отдыхающими, приехавшими со всей страны. У Григория Иосифовича (Леонид Ярмольник) и Раисы Ировны (Ирина Розанова) Давыдовых гостят дочери: старшая Лора (Ксения Раппопорт) с мужем Володей (Сергей Муравьев) и средняя Мира (Евгения Брик) с мужем Ариком (Владимир Кошевой). Вслед за ними в Одессу прилетел Борис (Евгений Цыганов), журналист из Москвы и третий зять Давыдовых. Привезя теще восьмилетнего Валерика (Степан Середа), он рассчитывает тут же вернуться в Москву. Но из-за холеры в городе объявляют карантин, закрывают вокзал и аэропорт, и начинается совсем другая, непохожая на старую, жизнь.

Идея фильма

«Идея сделать такое кино была у меня всегда, еще со ВГИКа, — говорит Валерий Тодоровский, — потому что я помню холеру в Одессе — я был мальчиком, я ее застал. Это были очень яркие воспоминания: мы идем по городу, и какие-то солдаты стоят, или жара дикая, а нас не пускают на пляж, или все вокруг берут помидоры и поливают их кипятком. Надо понимать, что август в Одессе – время, когда прилавки ломятся от продуктов, а тут закрытый Привоз. Я помню, вначале все были очень напуганы, а потом плюнули и стали жить на полную катушку, и руки не мыли, и делали что хотели. Я подумал: «Это вообще круто — снять кино про одесскую холеру. Конечно, это пир во время чумы, но одесский - легкий».

И мне казалось, эта история очень благодатна для кино. Эпидемия – ситуация, когда люди оказались в совершенно особом положении: они не могут ни расстаться, ни разъехаться, ни въехать, не выехать. И пусть эпидемия не оказалась такой уж страшной, всё равно это была болезнь, и люди умирали. По разным подсчетам, от холеры в Одессе умерли то ли 12, то ли 16 человек, а слухи ходили гораздо страшнее. В этом состоянии люди вдруг, ощутив, что не знают, сколько им осталось, начали жить на полную катушку — позволять себе откровенно высказываться, выяснять отношения, а главное, что-то чувствовать — может быть, то, что раньше они чувствовать себе не разрешали. И про это тоже фильм».