Режиссёру Тарантино уже давно никому и ничего не надо доказывать. Тем не менее, своим девятым фильмом ему удалось в очередной раз поразить, удивить и очаровать зрителей, и снова доказать, что он самый настоящий маг и волшебник от киноискусства. Тарантино дышит воздухом кино, питается его атмосферой, и виртуозно умеет извлекать из неё какие-то, только ему подвластные, токи, затем пропускает их через себя и выдаёт очередное шедевральное киноповествование.
В своей новой картине Тарантино обращается к Голливуду конца 60-х. Основное время действия обозначено предельно точно – август 1969 года. «Мне хотелось показать зрителям ту эпоху, Лос-Анджелес того времени и атмосферу Голливуда 60-х», - говорит режиссёр. И ещё: «Сценарий этого фильма частично написан по моим воспоминаниям об ушедшей эпохе. В 1969 году я жил в городе Алхамбра, который находится в округе Лос-Анджелеса. Я прекрасно помню, какие фильмы тогда показывали в кинотеатрах и по ТВ. Помню, как постоянно крутили передачи с «Сеймуром». Мы слушали радио KHJ: эта станция играла у всех в машинах. Раньше не переключали радио с одной частоты на другую в поисках какой-нибудь хорошей песни, а слушали одну и ту же станцию на полную громкость. Причем никто и не думал сделать потише, когда начинался блок рекламы: мы просто старались перекричать радио. У меня в голове крутятся обрывки воспоминаний о том времени: как тогда было весело, какая была атмосфера!»
В фильме вымысел перемешен с реальностью, а вымышленные герои с подлинными. Сначала о вымышленных.
Рик Далтон и Клифф Бут
В центре повествования – голливудская звезда Рик Далтон и его дублёр, каскадёр Клифф Бут. В роли Далтона – Леонардо ДиКаприо, в роли Бута – Брэд Питт. Две звезды впервые снимаются вместе, и это просто головокружительный дуэт! Безусловно, оба актёра – высококлассные мастера своего дела, а уж когда они встречаются в едином экранном пространстве, остаётся только наблюдать за их тончайшей игрой, буквально не дыша, наслаждаясь нюансами, мимикой, речью. Кстати, советую смотреть фильм не в дублированной копии, а с субтитрами, это дополнительное удовольствие. Дубляж всё-таки съедает половину кайфа от увиденного. В данном случае уж точно.
Итак, Рик Далтон. Ещё молод, ещё полон сил. Но уже в депрессии. У актёров это бывает. У супервостребованных актёров бывает ещё чаще. «Время расцвета Рика Далтона пришлось на 50-е годы прошлого века, когда мужчины делали себе высокие прически и зачесывали волосы назад. Но эпоха поменялась, и слава его померкла, – говорит ДиКаприо. – Работая над образом Рика Далтона, мы с Квентином условились, что история его жизни – отчаянная борьба с собственной неуверенностью в себе. Рик не испытывает благодарности к судьбе за то, что она ему давала и дает. Ему всегда всего мало, и он пытается добиться большего».
И всё же судьба дала ему многое. И в первую очередь дружбу с Клиффом Бутом, ибо тот не только дублёр, но и настоящий друг. Тому тоже в жизни не очень-то везёт, но он, в отличие от истеричного Далтона, ведёт себя как мужик, и встречает все превратности судьбы с неизменной усмешкой и повадками истинного мачо.
А Голливуд… Что Голливуд, это же в какой-то степени лотерея. И твоими соседями вполне могут оказаться режиссёр Роман Полански с красавицей-женой, актрисой Шэрон Тэйт. А ведь это тоже шанс. Полански на вершине славы, недавно вышел его фильм «Ребёнок Розмари», он готовится к съёмкам новой картины, а также к роли отца – Шэрон беременна. И вот тут мы переходим к героям реальным. Без знания истинной истории, случившейся в Лос-Анджелесе 9 августа 1969 года многое в картине «Однажды в…Голливуде» может быть просто непонятно. И хотя я искренне рассчитываю на осведомлённость будущих зрителей, всё же считаю своим долгом напомнить об этом прискорбном событии.
Шэрон Тэйт и Роман Полански
Их отношения начались во время съёмок фильма Романа Полански «Бал вампиров». Они поженились в Лондоне 20 января 1968 года. В феврале 1969 года супруги переехали в дом в Лос-Анджелесе, где раньше жили их друзья. Когда Шэрон забеременела, они решили, что если родится мальчик, они назовут его Пол Ричард. В августе 1969 года Роман был в Лондоне, готовился к съёмкам фильма «День дельфина». Собирался вернуться в США к 17 августа, к рождению ребёнка. В доме с Шэрон пока жили их друзья. В ночь на 9 августа все они были зверски убиты членами печально-знаменитой банды Чарльза Мэнсона. На теле беременной Шэрон было обнаружено шестнадцать ножевых ранений. На двери дома её кровью было написано слово «свинья».
И снова Голливуд
Первый показ фильма «Однажды в …Голливуде» состоялся на Международном Каннском кинофестивале. Картина была в конкурсе, осталась без призов, и по этому поводу к жюри есть вопросы, честно говоря. Но дело не в этом. Квентин Тарантино обратился ко всем с просьбой не разглашать сюжетные ходы и особенно финал фильма, то есть, говоря иными словами, не спойлерить. И в данном случае эта просьба более чем правомерна, ибо, смотря фильм в «девственном» состоянии, то есть, не зная почти ничего, кроме сюжетной канвы, можно получить несравненный кайф. И кайфа будет в разы меньше, если придёшь на сеанс уже будучи полностью в курсе дела. Поэтому я умолкаю, дабы не испортить удовольствия всем потенциальным зрителям. Скажу лишь, что Квентин Тарантино снова показал себя не только как непревзойдённый мастер экшена, шутник и меломан (в картине, разумеется, отличный саундтрек, как и всегда у Квентина), но и как нежный, добрый, сентиментальный человек. Да-да, этот режиссёр, у которого в кино проливаются литры крови, герои матерятся как сапожники и ведут себя отнюдь не как кисейные барышни, на самом-то деле человек с тонкой и светлой душой. Иначе бы он просто не смог снять такое кино, как «Убить Билла», или «Джанго освобождённый». И я уж молчу про «Однажды в… Голливуде». Поэтому все, кто любит кино по-настоящему, кто ищет там не только развлечение, но также пищу для ума и для души, просто не имеет право пропустить новый фильм Квентина Тарантино!
Александра ИВАНОВА