Новости культуры российских регионов
8 июня 2019
Москва

И боль, и слава, и любовь

12 июня в прокат выходит фильм Педро Альмодовара «Боль и слава»

Картина принимала участие в конкурсе 72-го Каннского Международного кинофестиваля. Исполнитель главной роли Антонио Бандерас был удостоен приза за лучшую мужскую роль. Справедливое решение, актёр здесь невероятно хорош. И, пожалуй, давно в его фильмографии не было такой мощной драматической роли. Но об этом чуть позже. А пока, собственно, о самом фильме.

         «Так получилось, что «Боль и слава» стала третьей частью трилогии, спонтанно создаваемой на протяжении 32 лет, - говорит Педро Альмодовар. – Первые две части – «Закон желания» и «Дурное воспитание». Во всех трёх фильмах главный герой – мужчина и режиссёр. Каждая история рассказывает о трёх видах страсти, основой сюжета является кинематографический вымысел. Различается лишь то, как этот кинематографический вымысел граничит с реальностью. Фантазии и реальная жизнь – две стороны одной монеты, в жизни всегда есть место и боли, и страсти».

         Итак, стареющий режиссёр Сальвадор Мальо (Антонио Бандерас) предстаёт перед нами в не самый лучший период своей жизни. Его мучают боли, а к врачу идти он не хочет, и, судя по всему, уже готовится отправиться в мир иной. Ибо в этой жизни его уже ничто не держит: несколько лет назад умерла любимая мать, в связи с болезнью заниматься делом всей своей жизни – кинорежиссурой – он не может, а большая и, похоже, единственная любовь осталась в прошлом. Помощница режиссёра, заботливая  Мерседес (Нора Навас) пытается его как-то растормошить, но безуспешно. Сальвадор живёт воспоминаниями о детстве и своей болью. В картине много отсылок к детским годам героя, флэшбэки красочны, ярки, трогательны, и хотя детство не было безоблачным – семья жила очень бедно – но это детство, с любимыми и любящими родителями. А в детстве можно стать счастливым от чего угодно, даже от того, что ты сидишь на берегу и слушаешь, как поёт твоя молодая и красивая мама, полоща бельё в реке. В роли мамы Сальвадора в молодости – прекрасная Пенелопа Крус, постаревшую Хасинту сыграла Хульетта Серрано.

         Но прошлое врывается в жизнь Сальвадора и более ощутимо, одними бесплотными воспоминаниями дело не ограничивается. Сначала вынужденная встреча с актёром Альберто Креспо (Асьер Эчеандиа). Они не виделись 30 лет. Расстались, жутко поругавшись, после того, как Альберто сыграл главную роль в картине Мальо. Новая встреча сначала тоже не сулит нежной дружбы, но события развиваются так, что они сближаются, более того, Креспо становится, сам того не ожидая, тем самим лучом света, который озаряет жизнь усталого и больного режиссёра и придаёт ей новый смысл. Ну а затем ещё одна, ещё более важная встреча, с той самой давней любовью – когда-то прекрасным юношей Федерико, а ныне – благообразным мужчиной, не утратившим своей привлекательности. В роли Федерико – Леонардо Сбаралгиа. Вообще, встреча двух бывших любовников – это один из самых трогательных, волнующих, нежных и, несмотря ни на что, целомудренных эпизодов фильма. Впрочем, в картине и нет ничего эдакого, чего нельзя было бы открыто показать широкой, адекватной публике (рейтинг фильма, правда, 18+).

         Альмодовар не скрывает, что кино это отчасти биографическое. Сальвадора он наделил некоторыми своими чертами, Бандерас в гриме удивительно похож на него. А квартира главного героя почти полностью была скопирована с квартиры режиссёра. Хотя, понятное дело, не стоит считывать всё буквально.

         Антонио Бандерас в этой роли необычайно тонок, мудр и деликатен. Как сказал Педро Альмодовар: «Антонио – проникновенный и проницательный актёр, владеющий впечатляющей палитрой жестов. Он способен справиться с самыми трудными персонажами и не боится рисковать».

         «Боль и слава» - кино исповедальное, очень нежное, умное и светло-печальное. Его, как хорошее вино, можно пить медленными глотками, наслаждаясь и впитывая. Ведь у каждого из нас в жизни есть и своя боль, и своя слава, то, о чём мы можем помечтать в тишине, о чем погрустить, и чему порадоваться. А Педро Альмодовар как большой художник лишь даёт направление, по которому может устремиться наша мысль.

         Александра ИВАНОВА