Новости культуры российских регионов
19 июня 2018
Москва

Французская Анна Каренина

В спектакле Театра им. Вахтангова Эмма Бовари – чувственная хищница
Фото с официальной страницы театра

Спектакль Театра им. Вахтангова по знаменитому роману Гюстава Флобера представляет Эмму Бовари не романтической барышней и жертвой обстоятельств, а чувственной хищницей, не умеющей ценить любви достойных людей.

Премьера Ольги Субботиной «Бовари» – спектакль истинно вахтанговской школы: легкий, праздничный и в то же время затрагивающий серьезные вопросы, апеллирующий и к разуму, и к чувству. Он играется в двух залах Симоновской сцены: примерно половина первого акта идет в Амфитеатре, далее зрителей приглашают в Камерный зал. Переход оправдан действием – в небольшом помещении, где до планшета рукой подать, публика словно знакомится с героями – романтическими, смешными, трогательными, трагическими. Когда же по сюжету чета Бовари переезжает в Ионвиль, кажется естественным последовать за ней, сменить обстановку, почувствовать себя чужим в городке, расположенном недалеко от Руана, а потому более оживленном, чопорном и глядящим на всех будто свысока.

Основные события внушительного по объему романа отобраны очень точно, не забыты тонкие детали и психологические нюансы, однако фабула не дробится на множество эпизодов, в коих теряется главная идея. Действие начинается в зале суда, где слушается дело Флобера (Кирилл Рубцов), обвиняемого в оскорблении морали. Подчеркнутое отсутствие декораций (художник Максим Обрезков) – кирпичный задник, несколько стульев, решетка, на которую опираются обвиняемый и свидетели, – задает разбег для фантазии, охотно начинающей работать при одном лишь знакомом слове «Бовари», тем более, что персонажи одеты в исторические костюмы, воссоздающие атмосферу эпохи.

Первые же эпизоды задают юмористическую интонацию постановки. Энергичный прокурор (Федор Воронцов) вдохновенно громит безнравственный роман, попутно желая уязвить своего соперника-адвоката (Юрий Красков). Чинное судебное заседание быстро превращается в азартную перепалку (в финале зрители станут свидетелями драки противников, отчаявшихся найти аргументы в пользу своих убеждений), пока суровый Флобер не скажет: «Госпожи Бовари – это я», – внося серьезную ноту в легкомысленный тон повествования. Так и в его романе причудливо сочетались ирония, сарказм, психологизм и назидание. Обвинитель, утверждая, что отдельные главы пагубно воздействуют на сердца, прижимает папку отнюдь не к груди, а ниже, и в этом забавном несоответствии есть скрытый смысл. Книга, чересчур смелая для своего времени, вместила в себя высокое и низкое, и провести между ними границу нелегко даже сегодня.

Что же опасного в знакомом ясном сюжете? Нескладный маменькин сынок Шарль (Владислав Демченко) уныло плывет по течению, подчиняясь чужим решениям: выбирает профессию врача, женится на немолодой вдове (Ольга Гаврилюк), влачит безрадостное существование, разъезжая по близлежащим деревушкам. Так продолжается до встречи с романтической Эммой (Наталья Масич) – дочерью ушлого, но незлого фермера Руо (Михаил Васьков). Безвременная смерть супруги развязывает все узлы, Бовари вступает в брак с красавицей с необыкновенным для деревенской девушки воспитанием и обретает неожиданное счастье, которое быстро оборачивается головной болью и для новоиспеченной жены, и для матери, дико ревнующей сына. Да и для самого нелепого, неуклюжего, недалекого, но удивительно трогательного героя, похожего на бестолкового добродушного пса торчащими на голове космами, походкой, преданным взглядом.

Провинциальное общество (мало отличающееся от любого другого, в том числе и современного), осмеиваемое Флобером, в спектакле представлено скорее с усмешкой, а не

с сарказмом. Блестящий эпизод – свадьба главных героев, решенная как лихая гулянка с разухабистыми плясками, выкриками и маргинальным поведением компании бравых мужиков – не дураков выпить и скабрезно пошутить. Кажется, что юной невесте предстоит множество забавных коллизий, в коих иллюзии уступят место реальности, и мадам Бовари станет-таки примерной женой и матерью, нашедшей свое счастье подле нежного супруга. Тем разительней контраст между хмельным весельем и беспросветной жестокой действительностью, задушившей Эмму.

Каждый из персонажей не только представляет социальный и психологический тип, но и обладает индивидуализированными чертами. Бедный Шарль – врач невысокой квалификации, боящийся нового вызова к больному, поскольку не знает заранее, справится ли он со сложным случаем. Им помыкает и мамаша (Светлана Иозефий), желающая вечно держать великовозрастное дитя привязанным к юбке, и сварливая женушка Дюбак, полагающая, что ее деньги и житейский опыт дают ей право командовать и ревновать. И уж вместе они, несмотря на взаимную неприязнь, «как две пилы» пилят бесхарактерного Бовари. Но его чувство к Эмме – не отчаянный протест против окружения, мешающего ему дышать полной грудью, а настоящая любовь, пришедшая как чудо к простому, не очень умному инертному тюфяку, не кажущемуся способным на столь прочную и возвышенную привязанность.

Откуда ему было узнать о существовании такой любви? Уж не от отца (Юрий Красков) – записного пьяницы и гуляки, со снисходительным презрением относящегося к отпрыску. Даже от папаши Руо Шарль видит больше нежности. Хитрый фермер мечтает о другом зяте, но дела его расстроены, а романтической дочке чужд практицизм, и вот уже мужчина торопливо перебивает начавшего было лепетать эскулапа решительным «я согласен!», хотя предложение еще не прозвучало.

Что касается Эммы, чья голова с детства забита бреднями, вычитанными в бульварных романах, то Наталья Масич играет ее не столько трепетной и восторженной, сколько чувственной, страстной и переоценивающей себя девушкой, в ком рано пробудилась женщина, жадная до всего на свете, в том числе и не самого чистого и нравственного. В трактовке артистки перед зрителем предстает социально опасный тип, угадываемый почти сразу. Ей всюду мерещатся небывалые приключения и влюбленные в нее мужчины, ей волнуют сердце двусмысленные слова «наслаждение», «блаженство», «роскошь». Но если по мысли автора в уродливом воспитании, столь рано изломавшем психику и душу героини, виновато общество, не предоставляющее представительнице слабого пола ни перспектив, ни занятий, то в спектакле низменная суть Эммы присуща ей от рождения.

В том, что она не любит мужа, ее винить нельзя – ничье чувство не дает гарантии взаимности и, тем более, права на нее. Но в романе проблема благодарности за любовь не была столь остра: Шарль, мещанин и обыватель, не был мужчиной, способным пробудить в женщине интерес, сочувствие, привязанность. Однако пронзительная игра Владислава Демченко не только вызывает к нему сильнейшую симпатию, но и выставляет Эмму черствой эгоисткой, не умеющей ценить деликатность и нежность.

Ее болезненная фантазия все утрирует и усложняет. Сложилось так, что у нее было только два любовника, но это количество не выглядит предельным. Наталья Масич играет не флоберовскую мадам Бовари, а персонаж сродни Анне Карениной, желавшей получить все и немедленно, не считаясь ни с приличиями, ни с моралью. Правда, героиня Толстого страдала в разлуке с сыном, тогда как ее французской сестре совершенно нет дела до маленькой Берты (Анфиса Кармадонова), названной в честь чьей-то родственницы из рода маркиза – абсолютно чужого ей человека.

А чем близок ей роскошный соблазнитель Родольф Буланже (Кирилл Рубцов)? Сцена сближения Эммы и шаржировано обрисованного парижского ловеласа решена остроумно и живо: приехавший в город чиновник бормочет что-то об административных успехах, а молодые люди сплетают пальцы, борясь с желанием, причем гротесковое несоответствие двух планов особенно заметно, когда реплики оратора совпадают с несвязным страстным лепетом парочки. С убийственной иронией сыгран и эпизод, в котором красавец мужчина, упиваясь собственным слогом, сочиняет прощальное письмо навязчивой даме: ее эмоциональность и неумеренность порядком утомили его, но, уходя (вернее, сбегая), он хочет сохранить героический ореол. Бумагу неплохо бы оросить слезами, но плакать здоровый крепкий волокита не умеет. Зато он знает, что слово «рок» всегда производит соответствующее впечатление, а восклицание «о!» необходимо в такого рода посланиях.

Грехопадение Эммы могло состояться и раньше, но предмет ее влечения, трепетный юрист Леон (Федор Воронцов) – поклонник Гете и любитель побренчать на фортепиано – не сразу отдался преступной страсти, а сперва уехал в Париж, чтобы не страдать от неразделенной, как ему кажется, любви. Но встречи не избежать: по прошествии нескольких лет Дюпюи куда уверенней в себе, однако его верховенство в адюльтере на поверку оказывается ролью ведомого. Ненасытная женщина буквально помыкает влюбленным юношей, утоляя не столько душевную пустоту, сколько физиологическую потребность. Она хочет первенствовать во всем, и в данном случае ей это удается.

Разум никогда не руководил ее поступками. Особенно это заметно на фоне двух хитрых социальных типов, живущих рядом, – циничного философа фармацевта Оме (Денис Самойлов), придерживающегося революционных взглядов и во всем полагающегося на здравый смысл, и бессовестного торговца Лере (Михаил Васьков), живо смекнувшего, как нажиться за счет непрактичной женщины. Его вкрадчивость и любезность способствовали финансовому краху героини, но никто не виноват в нем больше, чем она сама.

Узнав о разорении, Эмма словно сбрасывает маску и теряет самообладание. По очереди она является к любовникам и безапелляционно требует раздобыть денег. Она хитрит, изворачивается, грозит. Удивительна ее уверенность, что ей обязаны, не могут не помочь. Эгоизм Бовари неописуем, и в этих мизансценах она кажется не то что трагическим, а пугающим персонажем. Как Анна Каренина изводила несчастного Вронского, так и героиня спектакля вахтанговского театра терзает мужчин, на благородство которых едва ли имеет право: она падшая женщина, погубившая себя сама, а сильный пол редко проявляет сочувствие к таким, как она.

Любит ее только один человек – ее муж, для которого ее кончина становится куда большим ударом, нежели предательство. Он бы простил Эмму, как ни бесновалась бы его мать, как ни смешон бы он был в глазах общества. Шарль каменеет от горя, и даже лепет маленькой дочери не спасает от тоски, приводящей его к смерти. Большой преданный пес не смог жить без маленькой хозяйки, не ценившей его. Спектакль Театра им. Вахтангова недаром называется «Бовари» – он столько же о госпоже, сколько и о господине. Постановка повествует не о мещанской среде, погубившей нежную женщину, а о душевной черствости и невнимании к чувствам других, влекущим за собой неминуемое наказание. Во всяком случае, трактовка образа центральной героини предполагает именно такой вывод. Тем любопытнее оценить актерскую интерпретацию Анны Дубровской, играющей в очередь с Натальей Масич – убедительной и интересной, но не «флоберовской». Впрочем, выдающийся роман может быть прочитан по-разному. Главное, чтобы возникало желание.

Дарья СЕМЁНОВА