Новости культуры российских регионов
2 марта 2018
Москва

Эксперименты на «Маске плюс»

Восемь спектаклей внеконкурсной программы «Маска Плюс» представлены на сценах московских театров с 26 февраля по 6 марта
Спектакль "Банда аутсайдеров", фото Татьяны Ширяевой

Главная цель этой программы -  расширение географии фестиваля, а  также  возможность показать свои работы театрам малых городов.  Особое внимание «Маска плюс» уделяет творчеству молодых режиссеров,  их творческим  поискам  и экспериментам. Они разные, как сами режиссеры, так и  их спектакли.  Хотя  есть  и нечто  всех объединяющее   - это попытка разобраться, что же такое сегодня и театр, и  человек.

В числе первых свой спектакль «Банда аутсайдеров» представил Драматический театр из небольшого городка Шарыпово Красноярского края. Поставила его московский режиссер Галина Зальцман, взяв за основу  сценарий  культового фильма   живого классика французского кино   Жан -Люка Годара.   Появился этот спектакль как результат лаборатории «Кинофикация театра». Получился настоящий эксперимент, где взаимодействуют два вида искусства – театр и кино. А если учесть, что этот фильм Годара стал  своего рода манифестом французской Новой волны, то нужно отдать должное смелости режиссера. По признанию Галины Зальцман, она понимала, что будет непросто: «Работа с таким материалом одновременно и очень заманчива, и сложна - хочется сохранить легкость и магию Годара, и, при этом, создать что-то самобытное, что-то параллельное, созвучное, но иное - совершенно в другом, довольно противоречивом для кино, строящемся по своим законам, пространстве театра».

Сюжет как будто прост: юная девушка Одиль знакомится на курсах английского языка с двумя парнями –Артюром и Францем. И эти пройдохи вовлекают ее в свой  авантюрный план ограбления. При этом один из парней, Франц,  влюблен в Одиль, а она влюблена в Артюра. Что удалось показать создателям    спектакля  в этой далеко не масштабной постановке так это  практически неограниченные возможности театра. Всего три героя  на сцене – и большой экран в глубине. Правда, есть и четвертое лицо - рассказчик, сидящий на краю авансцены и комментирующий происходящее. Впрочем, большая часть комментариев  отражена на экране. Как и в картине Годара, в спектакле те же главные составляющие: любовный треугольник, криминал, драма.

В 2017 году спектакль  получил премию краевого конкурса «Театральная весна» в номинации «Лучший мужской дуэт в драматическом театре». Но на сцене Театра Табакова на Сретенке  артисты  Роман Полуэктов и Сергей Юнгман явно нервничали, поначалу выглядели скованными. Но потом взяли себя в руки - и все пошло по плану. Пока трудно говорить, станет ли своего рода манифестом всех театральных лабораторий спектакль «Банда аутсайдеров» из города Шарыпово, но впечатление этот любопытный диалог театра  и кино  уже произвел. В спектакле множество отсылок к первоисточнику,  хотя, как выяснилось в дискуссии после его окончания,    даже  среди искушенной столичной публики, пришедшей на этот спектакль, немногие смотрели фильм Годара. Что уж говорить о зрителях в городе Шарыпово. Но это и не важно. Важно то, как талантливая молодежь умеет практически без средств создавать спектакли, которые способны удерживать внимание зрителя. Ну а для любителей и знатоков кино «Банда аутсайдеров»  настоящий  подарок. Главной чертой стиля Годара, как известно, была любовь к цитированию. Вот и  в спектакле Галины Зальцман  множество отсылок  к  разным известным фильмам, в том числе и к узнаваемым картинам  Квентина Тарантино, который в честь этого фильма Годара назвал свою кинокомпанию.

Еще один прелюбопытный  эксперимент программы «Маска плюс»   «Индивиды и атомарные  предложения»    Творческой лаборатории  «Угол»  из Казани . Его создателя, режиссера   Всеволода Лисовского,  называют  лидером радикального крыла сегодняшнего российского театра. «Этюд-театр»  из Санкт-Петербурга  1 марта показал спектакль  «Снег любви». Критики  описали его как «театральный триллер  с ностальгической атмосферой 90-х и юмором на грани фарса». Талантливую современную прозу перенесла на театральную сцену известная актриса Юлия Ауг.  Ее режиссерская работа - спектакль «Злачные пажити»  театра  «Старый дом» из Новосибирска  будет показан  2 марта на сцене Центра имени Вс.Мейерхольда. 

Серовский  драматический театр представлен в этой программе   сразу  двумя спектаклями : «Сучилища» режиссера Петра Шерешевского и  «Смерть Тарелкина» в постановке  Павла Злобина. А Независимый театральный проект из Санкт-Петербурга покажет в Москве  свой спектакль-погружение «Даниил Хармс. Маршрут №2».

Открытием прошедшего сезона профессионалы называют Театральную платформу Ельцин Центра, чей спектакль  «Колымские рассказы» Шаламова  также был отобран в эту программу

Эвелина ГУРЕЦКАЯ