Новости культуры российских регионов
29 января 2018
Центр

«Дорога домой. Бесперстов. Глухов» пролегла через Кострому

9 февраля в Костромском музее-заповеднике откроется выставочный проект «Дорога домой» из собрания московского коллекционера и мецената, основателя Фонда поддержки искусств и музейной деятельности Юлии Вербицкой

Главная тема проекта – возвращение домой, к истокам своего творчества – объединит выставки двух разных по мировосприятию живописцев – Алексея Бесперстова и Владимира Глухова, учителя и ученика, чьё творчество неразрывно связано со Средней Азией.

«Дорога» самого проекта началась в Государственном Музее Востока в Москве. В мае выставку принял у себя Северокавказский филиал Музея Востока в Майкопе (Республика Адыгея). Затем выставку встретили в городе Ярославле. После Костромы выставка отправится в другие регионы страны.

Интерес к советской живописи с налётом «ориентализма», причём «ориентализма» советского, в последние годы возрастает. Для специалистов, искусствоведов и простого зрителя становится интересным своеобразный сплав культур, в творчестве советских мастеров, работающих в Средней Азии и усвоивших как классическую западную школу живописи, так и особый, свойственный только Востоку ориентализм, символизм и свободу открытого цвета.

Алексей Тарасович Бесперстов (1923-2001) в детстве переехал с семьей из России в Таджикистан. После участия в Великой отечественной войне он вернулся в Сталинабад (Душанбе), посвятив себя живописи и преподаванию. Автор множества пейзажей: горные долины, цветущие деревья, портреты жителей кишлаков. В них одновременно уживаются лиричность и драматизм, мощная пластика и сложный колорит. Живописной манере художника присуща тонкая передача воздушной среды. В 1993 году Алексей Бесперстов вернулся в Россию, поселившись в Калужской области. Здесь он продолжал работать, однако, именно Таджикистан дарил ему яркие эмоции, отображённые в творчестве.

Владимир Иванович Глухов – ученик Алексея Бесперстова, родился в 1961 году в Душанбе. В 1990-х годах художник покинул Таджикистан и переехал в Тюмень, но среднеазиатская тема осталось для него главной. Художник выработал свой собственный стиль. В его картинах оживает далёкая сказка, персонажи обладают гротескными чертами, намеренно плоскостная манера изображения отсылает к восточным миниатюрам. В работах Владимира Глухова проявляются черты европейского фовизма. Присущий его творчеству цветовой символизм в соединении с элементами фольклора дают повод современникам называть художника «русским Гогеном».

Выставка продлится до 30 марта.