Новости культуры российских регионов
20 марта 2017
Москва

Характер и судьба

В прокат вышел фильм режиссера Анны Матисон «После тебя» с Сергеем Безруковым в главной роли

Пожалуй, это первая большая и серьезная роль актера в полнометражном кино. И это его дебют в кино авторском (Сергей также является генеральным продюсером фильма). «После тебя» - это кино о драме гениального человека, о том, совместимы ли гений и злодейство, и, конечно, о балете. Но о балете все-таки в последнюю очередь, поскольку речь в картине идет о вещах общечеловеческих.

         … 20 лет назад гениальный танцовщик, премьер Большого театра Алексей Темников (Сергей Безруков) получил серьезную травму спины. Его спасли, но выходить на сцену он больше не может. Алексей живет в подмосковном Клину, занимается бизнесом (владеет сетью аптек), а для души содержит танцевальную школу. Он суров, нелюдим, человек жесткий и жестокий, со сложным характером. Себе он прощает все, ибо считает себя гением. Не без оснований, надо сказать, когда-то ему прочили славу второго Барышникова. Но отношения с людьми и с окружающим миром не складываются. За гениями хорошо наблюдать издали, восхищаясь их мастерством, но общаться с ними в быту – испытание не для слабонервных. Выдерживают это немногие. Лучше всего это получается у его двенадцатилетней дочери Кьяры, о существовании которой он узнал совсем недавно, и, как ни странно, тоже привязался к этой девочке. Что, впрочем, неудивительно – у девочки отцовский харктер.  

         Старая травма дает о себе знать. Приговор врачей суров: если не сделать операцию, через два месяца Алексей будет прикован к инвалидному креслу. Впрочем, операция тоже ненамного улучшит ситуацию – она сможет подарить герою лишь год здоровой жизни на ногах, а в итоге все та же инвалидность. Темников отказывается от операции и решает прожить отпущенные ему два месяца нормальной жизни на полную катушку. Но не в общепринятом смысле, погрузившись в пьянство и гульбу, а занимаясь любимым делом. Он хочет поставить балет и станцевать в нем главную партию.

         Фильм «После тебя» - это прежде всего огромная актерская удача Сергея Безрукова. Думаю, что смело можно сказать, такого Безрукова мы еще не видели.

«Удивительно, что Сергей, будучи одним из крупнейших театральных актеров, до сих пор не снимался в авторском кино, - говорит Анна Матисон. -  Тот образ, который вы увидите в фильме, на мой взгляд, - это очень тонкая работа, стопроцентное перевоплощение, когда люди, после просмотра фильма, начинают искать в интернете, кто такой Темников. Вы не встретите ни одного клише, которые традиционно используют, приглашая Сергея на ту или иную роль. Сценарий писался специально для него и под его возможности, и я не знаю, кто бы еще мог выстроить роль так, как сделал это Сергей, и даже просто – справиться с ней физически. Недостаточно сказать: «наш герой – бывший танцовщик балета», мы должны это видеть в каждом шаге, в каждом взгляде, в осанке и жестах. Более того, Сергею нужно было танцевать в кадре самому».

Абсолютно верно: с самого первого кадра, когда на экране появляется Безруков, у зрителей не остается ни тени сомнения в том, что перед ними настоящий артист балета. Осанка, выправка, походка – все выдает в нем танцовщика, отдавшего балету всю свою жизнь. Но кроме внешних проявлений, Сергей виртуозно создал образ, характер, судьбу человека неоднозначного, сложного, трагического. Ведь гениальность, талант – это не только подарок судьбы, но и невероятно тяжелое бремя, нести которое приходится одному и это под силу далеко не каждому.

«В этом фильме я вновь почувствовал себя дебютантом, - говорит Сергей Безруков. - Признаюсь, мне знакомо ощущение,  что уже сложно найти что-то новое в своей профессии, вроде бы, все уже сыграл. Роль Темникова открыла для меня новые возможности: было интересно играть абсолютно закрытого, скупого на любые эмоциональные проявления человека, при этом – постоянно держать второй план, который и должен воспринять зритель. Для меня это совершенно новый опыт». 

Безруков, безусловно, солирует в этой картине. Но прекрасным обрамлением, фоном служат для него актеры, играющие персонажей, так или иначе соприкасающиеся с Темниковым. Это и юная Анастасия Безрукова, однофамилица Сергея (дочь Темникова Кьяра), и Карина Андоленко (невеста Темникова), и Алена Бабенко (мама Кьяры), и Сергей Газаров (врач), и Тамара Акулова с Владимиром Меньшовым (родители Темникова), и Галина Бокашевская (преподавательница в школе танцев). На короткий миг в кадре появляется маэстро Валерий Гергиев, сыгравший самого себя. В фильме он – человек, поверивший в Темникова и доверивший ему постановку на сцене Мариинского театра.

Картина наполнена прекрасной музыкой, тут звучат Бах, Прокофьев, Стравинский, Щедрин, Шостакович, Дебюсси. Разумеется, много и танцев. А последние десять минут картины – это вообще сплошной балет. Специально для фильма был создан балет «Симфония в трех движениях» на музыку Игоря Стравинского. Теперь он включен в репертуар Мариинского театра. На картине работал известный хореограф Раду Поклитару.

   «Я уже 40 лет занимаюсь танцем. – рассказал Раду Поклитару. - И меня очень трудно чем-либо удивить.  Но первая же репетиция с Сергеем Безруковым повергла меня в шок! Ни я, ни мой ассистент, солист Большого театра Ян Годовский, не могли поверить, что драматический актёр, человек, не имеющий специального хореографического образования, может ТАК двигаться в сложной, непривычной танцевальной пластике. Абсолютно авторитетно заявляю – далеко не каждый «ортодоксальный» артист балета может так полно и органично вписать себя в создаваемый мной хореографический язык.  Думаю, что разгадка этого парадокса проста – это Талант, данный Богом». В картине Сергей много танцует сам. Но был у него и дублер – премьер Мариинского театра Денис Матвиенко.

Эпиграфом к фильму послужила фраза знаменитой балерины Майи Плисецкой: «Не смиряйтесь, до самого конца не смиряйтесь. Характер – это и есть судьба». Каким бы ни был герой картины Алексей Темников, он уж точно не смирился и смог, вопреки всему, что-то оставить после себя. Что-то вечное, что именуется воздушным словом – искусство.

Александра ИВАНОВА