Новости культуры российских регионов
25 февраля 2017
Поволжье

Немецкий хор в гостях у нижегородцев

Интервью с руководителем камерного хора Эссена Бернхардом Шютом

Празднование 25-летия побратимских отношений между Нижним Новгородом и Эссеном (Германия) осенью минувшего, 2016 года, было ознаменовано роскошным подарком с немецкой стороны - в столицу ПФО (Приволжского федерального округа) впервые приехал и дал серию концертов камерный хор Эссена. Хор, объединяющий любителей и профессионалов, представил публике интересную и малознакомую нашей публике программу - прозвучали двухорные мотеты, хоралы из кантат Баха, исполненные с нижегородским камерным оркестром Владимира Плаксина, «Цыганские песни» Брамса под аккомпанемент чуткого пианиста хора Франка Фольке, а также народные песни. Концерты, прозвучавшие в Нижнем Новгороде и Дзержинске, вызвали большой интерес публики, в принципе не избалованной приездами зарубежных коллективов. О подробностях визита, ставшего возможным благодаря содействию Гёте-Института, мы узнали от руководителя  хора маэстро Бернхарда Шюта.

 

- Господин Шют, ваш хор появился 26 лет назад и фактически ровесник тех знаменательных событий, что подружили Нижний Новгород и Эссен. Расскажите, что сподвигло вас на создание хора и кто сейчас поет в коллективе?

  • Это все начиналось как обычный церковный хор. Потом его участники захотели делать более качественную музыку и дальше развиваться, поэтому к хору присоединились студенты высших учебных заведений, а также преподаватели. Большинство членов хора это все-таки любители, но среди них есть три-четыре человека, которые профессионально преподают вокал. Кроме того, у нас есть очень хорошая музыкантша, сопрано, которая прекрасно поет, в том числе и в профессиональном ансамбле.
  • А в Эссене есть высшие музыкальные заведения?
  • Да, в Эссене есть такое известное музыкальное учреждение как Фолькванг-шуле — оно специализируется не только на музыке, но и на всех видах искусства. Что касается музыки, там есть разные отделения: церковная музыка, хоровая, недавно появилось новое отделение — джаз и мюзикл.
  • В программе, которую вы представили на нижегородской земле, прозвучало немало незнакомой для публики музыки, несмотря на классические имена Баха и Брамса. А насколько популярна она в Германии?
  • Я бы не сказал, что это известно широким массам, но восьмиголосные мотеты Баха, которые мы споем здесь - «Komm, Jesu, komm» (Приди, Иисус, приди), «Singet dem Herr ein neues Lied» (Пойте Господу песнь новую) - у нас звучат. А вот народные песни, они, конечно, хорошо известны: причем больше мелодия, меньше — слова.
  • А насколько вообще популярна хоровая музыка в Германии? У нас, ну может быть за исключением Москвы и Петербурга, ощущается некий кризис — публику сложно заинтересовать хоровыми программами — как традиционными, так и тем паче современными. Сталкиваетесь ли вы с чем-то подобным в своей стране?
  • В Германии тоже был такой кризис, но он прошел и связано это с тем, что большинство профессиональных хоров сегодня в основном из молодежи формируется. Они выбирают очень современный репертуар — госпелы или популярную музыку и кроме того, получают серьезную поддержку от правительства земли или правительства общины.

Публика хоровых концертов у нас совершенно разная и количество посетителей может колебаться в районе от 60 до 250 человек. Но когда хор Эссена дает какие-то масштабные концерты, то заполняется вся церковь и присутствует до 400 человек. Конечно, это в первую очередь зависит от программы. Если музыка неизвестна или это программа исключительно а капелла, тогда, конечно, меньше людей проявляют к этому интерес. А если это популярные сочинения, скажем, «Страсти по Иоанну», то публики много.

  • Ваш камерный хор представляет в концертах двухорные мотеты Баха. В России же подобным составом (около 35 певчих) такая музыка практически не исполняется: считается, что хор, чтобы делиться, должен быть больше. Наверное, ваше исполнение лежит в русле определенных традиций?
  • Да, действительно, это можно объяснить той ситуацией, в которой находился сам Бах. Он работал с небольшим количеством музыкантов и был сам заинтересован в том, чтобы создавать такую музыку, которую это небольшое количество музыкантов может исполнить. Скажем, в распоряжении Генделя в Англии были сотни человек, поэтому он и рассчитывал на них. Да, я считаю, что для исполнения мотетов достаточно небольшого хора. Если хор будет больше, то тогда, на мой взгляд, потеряется чистота звучания.
  • Да, на репетиции это было слышно — все линии прослушиваются очень рельефно, голоса прекрасно сбалансированы (в том числе и с оркестром), а благодаря матовому, несколько приглушенному звуку хора звучание становится еще более тонким, предельно выразительным.
  • Спасибо.
  • Узнала, что в репертуаре вашего хора есть музыка Шнитке, причем такая значительная работа как «Реквием». Это единичное обращение к русской музыке?
  • К сожалению, пока да. Но это не значит, что у нас нет интереса к русской музыкальной культуре. Например, мой брат (участник эссенского хора — Е. П.) пятнадцать лет жил в Киргизии, в Бишкеке, он был там по программе Красного Креста, нашел себе прекрасную супругу, которая привезла для нас ноты русских композиторов. И я думаю, что мы будем обязательно этим заниматься. Вот недавно разучили «Ночь белая» из Ленинградских песен Радвиловича и, если бы солистка не заболела, обязательно исполнили это перед русской публикой.
  • То есть можно сказать, что музыка России плохо известна немецким хормейстерам?
  • К сожалению, русских нот не найти в Германии и музыка ваших композиторов плохо известна. И я, если честно, не знаю такого партнерства между немецким и русским хорами, какое у нас сложилось между моим хором и нижегородским камерным оркестром. У нас есть много издательств, которые сотрудничают, например, с итальянскими композиторами или с эстонскими, но про русских я, к сожалению, такого не знаю.
  • С Россией понятно. А современная европейская музыка пользуется вашим вниманием?
  • Дело в том, что музыкальные произведения современных композиторов, как правило, очень сложные. Наш хор состоит в основном из любителей, у которых есть своя семья, своя работа и у нас не очень много времени, чтобы проводить репетиции — мы собираемся только по выходным. К тому же многие из нас считают, что музыка должна помочь расслабиться, отдохнуть душой, а глядя на многие современные композиции понимаешь, что это не так и наши усилия, которые мы потратим на разучивание, вобщем не стоят того.
  • Как же тогда возник проект с «Реквиемом» Шнитке?
  • Услышав это произведение Шнитке, я просто в него влюбился и подумал, что мы обязательно должны его разучить и исполнить, что мы и сделали, причем уже три раза. Это достаточно сложное произведение, но оно лежит в нашей тональной, мелодической палитре и оно хору по силам.
  • В Нижнем Новгороде камерный хор Эссена впервые. Благодаря кому или чему произошло ваше знакомство с Россией?
  • Благодаря оркестру Владимира Плаксина, с которым мы выступает уже не первый раз. Расскажу историю нашего знакомства. В 2001 году оркестр «Солисты Нижнего Новгорода» был в Германии на гастролях, и они хотели исполнить в церкви, где мы работаем, что-то совместное. Я, конечно же, согласился и сказал, что тогда мы вместе поем «Реквием» Моцарта. После этого наш хор пригласил оркестр уже в Эссен, на юбилейные мероприятия, приуроченные к 70-летию окончания Второй мировой войны — мы исполняли «Симфонию псалмов» Стравинского и ораторию «In terra pax» швейцарского композитора Фрэнка Мартена. Оратория примечательна тем, что была написана в 1944 году по заказу швейцарского радио и должна была быть исполнена в момент заключения мира, что и было сделано 9 мая 1945 года. Наше исполнение было тоже 9 мая, но уже в 2015 году, и это было не менее символично.
  • Что скажете о нижегородских партнерах?
  • Это совершенно потрясающие партнеры, очень добрые и отзывчивые люди. Между нами царит полное взаимопонимание и гармония. В планах через два-три года позвать оркестр снова в Эссен — постараемся, как и в тот раз, организовать им несколько концертов, примерно три-четыре в неделю. Это позволит своими силами профинансировать поездку и даст нам шанс сделать вместе новую программу.  
Беседу вела Елена Прыткова (Нижний Новгород)